Прогресс пробирается во все сферы нашей жизни, но когда дело касается балета, кажется, что время остановилось. Особенно в классическом театре, где сохранены архаичные спектакли XIX века, где костюмы и репертуар не менялись десятки лет. Время идет, а балет будто стоит на месте?
Николай Цискаридзе в фильме "Класс" сказал, что в Академии Вагановой сохраняется ощущение прошлого, даже когда пользуешься гаджетами, поскольку там время остановилось.
Но все ли так неизменно в балете? Действительно, может показаться, что это то самое искусство, которое не терпит изменений, и, как учили раньше, так учат и сейчас - в лучших традициях классического балета. Но кое-что изменилось и в балете с развитием технологий, одно во многом идет на пользу и безопасность, другое - не совсем. Разберемся по порядку!
Пол и покрытие
В XX веке полы во всех театрах и хореографических училищах были деревянными, это видно на всех видеозаписях того времени. И даже еще совсем недавно, в 90-е годы, такое покрытие имело место.
Вот юная Ульяна Лопаткина исполняет вариацию Клеманс из балета А. Глазунова "Раймонда" в 1993 году:
Можно услышать, что от соприкосновения пуантов с таким покрытием получается гораздо больше "грохота", который ничем не погасить, даже если танцовщица предельно чиста в технике и строго исполняет завет педагога "не греметь". Можно предположить, что в прошлом столетии балетные спектакли были гораздо более шумными.
В наши дни деревянный пол, возможно, сохранился, но только спрятан он под балетным линолеумом. Перед спектаклем на сцену укладывается линолеум, части которого склеиваются между собой: балерина должна следить за тем, чтобы не исполнять вращения на склейках. После спектакля линолеум снова сворачивается в рулоны. В профессиональных балетных школах и других хореографических залах теперь всюду такое покрытие.
Деревянный пол со временем полировался обувью танцовщиков и становился скользким. Его нужно было поливать из лейки во время урока, а пуанты активно натирались канифолью перед выступлением на такой сцене. Сейчас канифоль по-прежнему используется, а вот в воде необходимость отпала. И риск поскользнуться и получить травму немного снизился.
Сегодня балетные полы изготавливаются по специальной технологии в несколько слоев с амортизирующей подложкой. Пол должен быть мягким, податливым, но в то же время очень прочным, чтобы выдерживать прыжки. Некачественный пол - риск травм для танцовщиков.
Оборудование
На старых видео из АРБ им. Вагановой можно заметить, что станки постоянно находились под угрозой "выпадания" из стены: их перевешивали снова и снова на прочные места. Это можно заметить на видео о Диане Вишневой:
Но потом и те расшатывались, потому что здание школы находилось в аварийном состоянии. После капитального ремонта все изменилось, да и станки теперь можно закрепить куда более надежными способами. Появилось множество компаний, специализирующихся именно на этом.
Нельзя не заметить, что если раньше дети занимались партерной гимнастикой на одеялах, то сейчас все занимаются на ковриках, которые можно купить в разном размере и цвете.
Одежда
Выбор одежды сейчас просто огромен, на любой вкус и цвет, в любых количествах и за любые деньги. В Академии русского балета сегодня введена форма для всех классов, но совсем недавно, в 90-е, студенты занимались в том, что получалось купить (видео выше). Лет 30 назад детям сшивали маечку и трусы, чтобы это походило на купальник. А сейчас даже для занятий в частных студиях можно заказать уникальную форму одежды, гармонирующую с оформлением студии.
Пуанты
Главная обувь балерины тоже стремительно меняется! Сегодня сложно представить, как балерины прошлого столетия удерживались на таких маленьких пятаках размером с пятирублевую монету, да еще и крутили фуэте на них. Сейчас технологии дошли до того, что можно выбрать жесткость, полноту и даже размер пятака.
Наряду с традиционными пуантами, которым нужно разминать стельку и разбивать стакан (Grishko, R-class), большой популярностью пользуются Gaynor Minden с пластиковыми стелькой и стаканом. В отличие от проклеенной мешковины и кожаной стельки, Gaynor не повторяют форму стопы. Отсюда проблемы с ногтями, с чрезмерной потливостью стоп, кроме того, пластик врезается в кости. Зато такие пуанты многоразовые, из можно постирать в стиральной машине, они дольше сохраняют товарный вид, их можно реже обновлять.
Видеозапись
Съемка в театре запрещена, но youtube непрерывно пополняется новыми видео со спектаклей. Счастье для любителей балета из городов, где нет театров оперы и балета! Но из-за этого балет несколько обесценивается.
Многим кажется, что лучше бесплатно посмотреть фрагмент, чем тратить деньги на визит в театр, который уже перестал восприниматься как праздник. Вместе с этим отходит на второй план и культура поведения: люди отучились от посещения подобных торжественных мест, обстановка театра нетипична для современного человека.
С другой стороны, видеозапись и подробный ее разбор помогает зрителю подготовиться к просмотру балетного спектакля, ознакомиться с выступлениями великих танцовщиков прошлого.
Если посмотреть запись "Лебедя" в исполнении Анны Павловой, кажется невероятным, что с момента съемки прошло более ста лет. Записи наших времен сохранятся потомкам в гораздо более привлекательном качестве, а значит и артисты русского балета будут жить всегда: и в памяти, и на видеозаписи, а следующие поколения смогут учиться по их спектаклям.
Влияние социальных сетей на развитие балета
Главное влияние прогресса на балет в непрерывном демонстрировании физических данных в социальных сетях. Предыдущее поколение танцовщиков считает, что это негативно повлияло на развитие балета: он все больше напоминает гимнастику именно по причине желания сделать выше, больше, лучше, чтобы это оценили подписчики.
Каждая вторая студентка балетной школы имеет профиль в Instagram, в котором стремится продемонстрировать шаг и гибкость. И так делают тысячи будущих артистов балета по всему миру, тем самым повышая планку и задавая новые стандарты балета.
Еще лет 30 назад невозможно было заглянуть в гримерку к балерине перед спектаклем и посмотреть, как она наносит грим, разве что в редких документальных фильмах, которые снимали только о солистах. Нельзя было попасть на репетицию и увидеть артистов без грима и костюмов, не будучи журналистом. Сейчас можно увидеть фотографии, снятые сразу после спектаклей, а раньше они были доступны только в журналах и с огромным опозданием. Если раньше широкая публика узнавала только о ведущих солистах балета, то сейчас можно наблюдать за жизнью артиста кордебалета, которая по-своему интересна.