Найти тему

Первоклашка: диагностика самооценки

Сегодня я продолжаю тему первоклашек. Когда ребенок идет в первый класс у него начинают появляться первые достижения и первые неудачи и как он будет к ним относиться во многом зависит от взрослых, находящихся с ним рядом.

Я предлагаю провести очень простую диагностику, которая даст первичное представление о том, как ребенок видит себя, в глазах значимых для него людей, что поможет предотвратить дезодаптацию в школе и развить нормальное отношение к неудачам, порицаниям и другим негативным моментам, которые могут возникнуть с началом школьной жизни. Тем самым можно будет предотвратить неврозы и психосоматические заболевания.

Тест "Лесенка"
(диагностика самооценки ребенка
по Т.Д. Марцинковской)
В самооценке, в том, как ребенок начинает относиться к своим достижениям и неудачам, ориентируясь на оценку своего поведения другими, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Ребенку дается листок с нарисованной на нем лестницей, состоящей из семи ступенек. Объясняется значение ступенек. На рисунке располагают фигурку ребенка.
Бланк методики
«Посмотри на эту лестницу. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей. Чем лучше дети, тем их ставят выше. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит мама? А папа? А воспитательница?»
Важно, чтобы ребенок понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Оценка ответов.
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 5-7 лет ставят себя на ступеньки «очень хорошие дети» и «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у ребенка. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, с отвержением их или суровым, авторитарным воспитанием. Ребенок считает, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно, они начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Как крайнее пренебрежение ребенком, так и постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.
Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня любит, поэтому поставила сюда». Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным. Все это необходимо для нормального развития детей 5-7 лет.

Признаком неблагополучия в отношениях с родителями и в структуре личности ребенка являются ответы, в которых родные ставят его на нижние ступеньки. Если при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально. Ребенок себя адекватно оценивает, особенно в том случае, если он действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Фото из интернета
Фото из интернета

Если Вы увидели признаки неблагополучия, то обратитесь к специалисту. Не ждите, что все пройдет само.

Говорю, как специалист с многолетним стажем, что НЕ ПРОЙДЕТ, а станет только ХУЖЕ.

Записаться на консультацию можно:

WhatsApp, Viber, Telegram

+7 932 254 35 03

С уважением психолог Зинаида Чистикова

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мои публикации.