Как купить туристическую путевку дешевле
Видео: Галатская башня
СодержаниеОсновные моментыИстория Галатской башниЭкскурсия в Галатскую башнюКак добратьсяОсновные моменты
Первая деревянная башня на холме Галата появилась еще в V веке. А башню, которую можно увидеть сегодня, в середине XIV века построили генуэзцы. В Средневековье Галатская башня служила обсерваторией, дозорной площадкой и тюрьмой. Она стала тем местом, откуда совершил удачный полет первый турецкий воздухоплаватель Хезарфен.
В 1960-е годы старую башню отреставрировали, и ее купол приобрел конический вид. Спустя некоторое время здесь сделали два лифта. Сегодня памятник генуэзской архитектуры является музейным объектом и имеет хорошую обзорную площадку, с которой приятно любоваться красотами Стамбула.
Галатская башня на панораме СтамбулаИстория Галатской башни
Галатская башня в XIX веке
Башня, сохранившаяся до наших дней, появилась на Галатском холме в 1348-1349 годах, когда эти земли завоевали генуэзцы. Мощное сооружение назвали «Башней Иисуса» (на латыни «Christea Turris»). Высокое каменное здание имело толщину стен до 3,5 м, диаметр 9 м и служило отличным ориентиром для мореходов. Кроме того, оно являлось важной частью оборонительных сооружений, опоясывавших Галату. Помимо башен и каменных стен генуэзская линия укреплений включала широкие крепостные рвы. О том, что они существовали, сегодня напоминают названия двух небольших улочек рядом с Галатской башней – Бюйюк Хэндек («Большой ров») и Кючюк Хэндек («Малый ров»).
При генуэзцах предместье Константинополя, где стояла башня, за густые заросли фиговых деревьев называли «Пера э сика», что значит «инжировый сад на другой стороне». А имя «Галата» закрепилось за холмом позднее, начиная с XV века.
Исторически здесь строили свои резиденции послы иностранных государств, которые поддерживали дипломатически отношения с Османской империей. Вслед за дворцами послов на холме возле Галатской башни появились роскошные особняки турецкой знати, увеселительные заведения и шикарные магазины. За сильное влияние европейцев жители Стамбула даже называли Галату «городом неверных».
Древний Стамбул время от времени страдал от землетрясений. Одно из них произошло в 1509 году. Подземные толчки были так сильны, что высотная конструкция не устояла и разрушилась. Сохранились сведения, что восстановлением и надстройкой Галатской башни занимался архитектор Хайреддин.
И. К. Айвазовский. Галатская башня в лунную ночь. 1845 год
Во времена правления султана Мурада III наверху Галатской башни разместили обсерваторию, а нижние этажи здания стали использовать как тюрьму. Позже здесь организовали постоянные дежурства, чтобы дозорные могли следить за возникновением очагов пожаров и беспорядков. Когда они замечали возгорание, то оповещали о нем жителей города, ударяя в большой барабан.
Потом башня получила новое имя – Хезарфен Кулеси. Это случилось после того, как смелому турку и пытливому ученому Хезарфену Ахмет Челеби удалось совершить невиданное – перелететь на самодельных крыльях через Босфорский пролив. В 1632 году отважный воздухоплаватель спрыгнул с верхней площадки Галатской башни, благодаря порывам попутного ветра пересек морской пролив и благополучно приземлился на противоположной стороне Босфора, на площади Доганджилар.
Галатская башня в наши дни.
За уникальным полетом турецкого Икара наблюдал правитель османов – султан Мурад IV, который был восхищен смелостью Хезарфена и публично объявил, что совершивший полет ничего не боится и может добиться всего, чего пожелает. Однако, советники правителя переубедили его, объяснив, что присутствие таких людей в Стамбуле вряд ли стоит приветствовать. Султан подарил Хезарфену кошелек с золотом и отправил в ссылку в Алжир. Там турецкий воздухоплаватель и закончил свои дни в возрасте 31 года. В наши дни имя отважного Хезарфена носит маленький частный аэродром, который расположен в 20 км к западу от международного аэропорта имени Ататюрка.
На протяжении долгой истории Галатскую башню несколько раз реконструировали. Первый раз это произошло, когда империю возглавлял Мехмед II Завоеватель, вошедший в историю под именем Фатих. Башню перестроили в середине XV века, после того, как войска правителя захватили Константинополь. Султан приказал разобрать купол здания, и оно стало ниже на 6,8 м.
После реконструкции 1791 года Галатская башня уменьшилась еще больше – до 45 метров. В 1832 году сооружение, наоборот, надстроили, сделав вверху смотровую площадку. А через 43 года пришло время очередных строительных работ, и башня приобрела современные черты.
Последнюю масштабную реконструкцию исторического памятника власти города провели с 1964 по 1967 годы. Здание покрыли конусообразной крышей и смонтировали внутри лифты. С этого времени у посетителей появился выбор. Те, кто хочет побыстрее подняться на верх Галатской башни, пользуются лифтами. А более терпеливые и физически сильные выбирают утомительный подъем по каменным ступеням древней винтовой лестницы.
Смотровая площадка Галатской башниРесторанЭкскурсия в Галатскую башню
В наши дни на верху историко-архитектурного памятника существует смотровая площадка. Она находится на высоте 137 метров над уровнем моря и очень популярна у туристов. Многие путешественники специально приезжают на башню, чтобы подробно рассмотреть улицы и здания Галаты, района Пера, Старого города и кварталы на правобережье залива Золотой Рог. С Галатской башни открывается противоположный берег Босфора, а в хорошую погоду отлично видны расположенные в Мраморном море Принцевы острова или Кызыладалар.
Кроме того, можно неплохо провести время в ресторане, ночном клубе и кафетерии. Для посетителей смотровая площадка открыта без выходных с 9.00 до 20.00, а ресторан принимает гостей до 24.00.
Как добраться
Галатская башня стоит в историческом центре Стамбула, в 2,2 км к северу от знаменитой площади Султанахмет. Из Старого города до башни удобно добираться на трамвае. Ехать нужно до остановки Каракёй, которая находится сразу же за Галатским мостом. А потом по крутым, мощенным булыжником улицам до Галатской башни поднимаются пешком.