Сергей Жигунов - актёр, режиссёр, продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации, президент «Гильдии актёров кино России» с 2000 по 2004 годы. На фестивале «Таврида-Арт» в Крыму мы поговорили о нехватке времени на выстраивание правильной атмосферы, режиссуре и продюсировании и как правильно выстроить работу. #интервью
Как вы считаете, сейчас в кино хватает времени на психологический жест, выстраивание правильной атмосферы?
Нет.
Как с этим бороться?
Никак. Понимаете, тут есть такая штука, если говорить правду, мы сами себе организовали эту историю. Как только стали расти гонорары артистов в кино, стал сокращаться съемочный период в ответ, т.е. на самом деле поменяли шило на мыло. Если бы артисты получали столько же, сколько в советское время, то фильмы снимались бы также долго, потому что никто бы никуда не спешил. Поскольку денег всегда ограниченное количество, то это вопрос, на сколько частей в виде съёмочных дней нужно разделить энную сумму. И когда у тебя, у артиста стоимость съёмочного дня такая, для того, чтобы тебе снять серию, условно, и дальше было бы 5 дней, 6 дней, а это выработка 8. 9, 10 минут и режиссёру не остаётся времени для работы с артистами. Потом стали говорить, «что-то похуже стали выглядеть сериалы». Конечно, артисты, которые играют по восемь фильмов в год стали зарабатывать значительно больше, чем их коллеги 30 лет назад в советское время, но хорошо ли это не знаю. Потому что они очень быстро изнашиваются, заканчиваются, надоедают за несколько лет. Примеров много уже, фамилии называть не будем, но все их знают. Вот поэтому тут много проблем, а молодежь хорошая, как всегда.
А проблема продюсерского кино, когда некоторые продюсеры указывают режиссёру и актёрам, кого выбрать на роль и в процессе работы постоянно вмешиваются. Как с таким бороться?
Подлюка какая!
Ведь в советское время не было продюсерского кино
В советское время был художественный совет, который делал ровно тоже самое и давал прекрасные результаты. Вопрос, кто продюсер и кто режиссер.
Как вы относитесь к цензуре в творчестве и присутствует ли в вашей жизни самоцензура?
Цензуры у нас нет. Это понятие, связанное с государственной идеологией, которая проецируется на творческий продукт. Поскольку у нас государственной идеологии нет уже лет 30, как и национальной идеи. Я сейчас не критикую это не либеральное заявление. Это, к сожалению, так. У нас кино очень проседает, когда мы делаем картину, мы не можем понять, какой герой положительный, какой отрицательный. Нам страна в этом смысле не помогает. Если в советское время было понятно, вот он – сталевар, значит хороший, потому что рабочий класс. А инженер, учитель или педагог в институте - он такой «с гнильцой», потому что он книжки почитывает, у него мысли всякие нехорошие могут быть. Он хуже, правильней, потому что авангард. У нас сейчас такого рода ориентиров нет. Мы не понимаем, кто у нас хороший. Предприниматели хорошие? Ну, так, вроде, да. А артисты эстрады хорошие? Ну да, но…вот Киркоров там чего-то. Нет, тоже, наверное…А вот эти? Ну…У нас вот ничего нет. А милиционеры? Да, но вот оборотни в погонах…И мы тычемся и немного висим в связи с этим.
Зато можно героя одновременно хорошим и плохим сделать и добавить качеств
Можно, но зрителю надо очень четко. Вы знаете, я когда-то делал сериал под названием «Королева Марго» основной проблемой которого, на мой взгляд, было, как объяснить, кто хороший - гугеноты или католики, потому что «Варфоломеевская ночь». Одни режут других и за кого болеть? Народ должен болеть либо за этих, либо за тех, а разницы между ними нет никакой. Мы и через 500 лет не понимаем, что это такое. Вот как с этим справиться? А мы не справились, на мой взгляд. Понимаю, что для французов есть какая-то разница, а для нас нет никакой. Симпатичный персонаж или нет, вот и всё. Поэтому здесь по поводу продюсеров вопрос, кто продюсер и кто режиссёр. Потому что если режиссёр слабый, плохо понимает, он забежал на минутку заработать денег. Он не знает артистов. Такое бывает, и вы же понимаете, сейчас это как выгодней. Режиссёр не принимает участие в разработке концепции, т.е. ты берешь и делаешь сценарий. Практически, если возвращаться к истокам, Шекспир писал пьесы и сам их ставил в театре. Теперь это называется креативный продюсер или шоураннер. Ровно вернулось всё к этому же положению. Тот, кто написал, он и отвечает за идею и её реализацию. Сценарии пишут продюсеры, купить сценарий невозможно, его можно только сделать. Они все проданы. Сценариев в ящиках, столах больше нет. Тебе надо придумать историю, найти авторов и вместе с ними написать. Потом приходит режиссёр, который говорит, что мы всё будем делать не так. Ты говоришь: «Подождите-подождите, у нас про другое, а он;- «Я так вижу».
Знаете, продюсер - это тот человек, которому не всегда, но часто важнее всех, чтобы было хорошо, важнее режиссёра и всех остальных. Продюсер - тот советский худсовет, раньше же была редактура ещё что-то. Продюсер точно зла не желает своему продукту, поэтому если говорить о том, что продюсер вмешивается. Да, продюсер вмешивается вопрос в том, что надо, чтобы продюсеры были качественные.
Режиссёры должны знать, где сказать можно против высказаться
Режиссёры должны уметь договариваться. Они существуют в таком театральном режиме. Они пытаются переосмыслить. Одно дело, когда ты берешь пьесу, которой 800 лет и говоришь: «Давайте сделаем по-другому, потому что зритель уже не может смотреть на это» и это понятно. Когда оригинальный сценарий, вчера написанный, который никто не видел никогда и никто не знает, что там написано, а режиссер говорит. «Давайте его переосмыслим», а зачем мы его писали сейчас, здесь, чтобы он пришел переосмыслить? Я трачу на сценарий год времени, съемочный период будет идти три месяца, придёт режиссер. Год моей работы сверок с телевизионными каналами, обсуждений каких-то, смены авторов, концепций, может быть, 1,5 года интеллектуальной работы очень сложной. Приходит человек, который будет снимать 8,10 минут в день и говорит: «Здесь всё неправильно». Он не драматург, не сценарист, учился во ВГИКе и почти ничего, к сожалению, не понимает в актерском мастерстве, потому что их этому не учат. Он плохо разбирается в артистах, в связи с этим, потому что он плохо видит, какой артист хороший, а какой плохой. Говорю о себе сейчас. У меня актёрское образование и меня артист обмануть почти не может. Режиссер может. Он говорит: «Вот же, смотри сценарий такой, нам нужен такой эффект, а этот вот такой и дальше». Я давно монтирую картины, которые сам делаю, потому что часто надо скрыть какие-то промахи, которые допустил режиссер. Они часто не знают сценарий. Я вообще не люблю режиссёров, как вы видите. Они очень плохо стали работать. Они безответственные, скачущие такие, псаобразные стали. Они бояться, не понимают, не знают, как сложные сцены делать, не все конечно, но это проблема. Должна какая-то трансформация произойти, должны трансформироваться продюсеры, режиссёры. Мне вообще кажется, сейчас скажу нехорошую вещь, что место режиссёра будет снижаться в ближайшее десятилетие довольно существенно. Он превратится в полутехнический персонаж, который не будет монтировать, не будет выбирать артистов. Просто будет приходить на площадку и реализовывать написанный сценарий со строгими юридическими ограничениями, возможно, от этого будет польза.