Найти в Дзене
Хульета Беглянка

Король Стейтен-Айленда: все гениальное - смешно

В предыдущей заметке о сериале «Маньяк» я советовала всем мужчинам пройти афганскую войну (нет) - речь шла о том, как здорово ничего не знать о фильме, и в ходе просмотра разрывать все шаблоны, включившиеся по базовым вводным - названию и постеру. И вот я снова рада обмануться.

Вышедший еще летом на стримингах, а сейчас добравшийся до кинотеатров «Король Стейтен-Айленда» Джадда Апатоу - это вещь, которая с виду кричит о своем взрывном характере и тыкает пальцами в побратимов вроде «Проект X: Дорвались» и «21 и больше», а на деле оказывается Львом Толстым, о котором даже и речи не было. Если честно, ради фильма не стоит идти в кино, просто потому что его интимность, как и случае с «Брачной историей» лучше сработает один на один. У картины есть еще одно свойство: проживая историю одного человека с абсолютно конкретными характеристиками и на первый взгляд никак с тобой не связанного, в итоге понимаешь, насколько это и твой сюжет тоже - Долин не даст соврать! (он взял интервью у режиссера, где в том числе об этом шла речь)

По центру - Пит Дэвидсон, точнее его персонаж Скотт, носящий имя реального отца актера, которому фильм и посвящен. Биографический факт: Скотт Дэвидсон погиб при тушении пожара 11 сентября 2001, его смерть нанесла глубокую травму семилетнему сыну. Собственно об этом Питт уже с юмором рассказывает в своих стендапах, которые славятся своей максимальной открытостью и откровенностью - в том смысле, что вся комедия строится на аспектах собственной жизни, без вроде бы устаревающей комедии наблюдений. Прикол в том, что я смотрела его выступления и, когда включила фильм, это было «о, привет!» - герой мне уже знаком, и вся его подноготная в виде болячек ОКР и Крона, бесконечной лечебной марихуаны, младшей сестры и жизнью в мамином подвале - известна. Его искренности не получается не верить, а любимый типаж парня - долговязый и смешной, не дает оторваться.

Без контекста фильм окажется трогательной трагикомедией о травме (не думала, что в жизни пригодится аллитерация), снятой настолько без причуд, что чудесной выглядит сама жизнь, какой бы она не была и не казалась. Но условия придают объем. Джадд Апатоу - это режиссер, который с момента своего появления (тоже выходец и стендапа) собрал тусовку людей, с кем в кайф делать что-то десятки лет напролет. Нельзя просто так взять и не вспомнить другого инди-мастера окружившего себя друзьями, переходящими от картины к картины, без особых усилий по вживанию в роль, потому что они непридуманные - Кевин Смит, который в одном из интервью сказал «Джадд Апатоу теперь лучший Кевин Смит, чем я сам могу быть. Я должен буду делать что-то другое, новое в своем творчестве». Кстати, не знаю, насколько намеренной была отсылка, но в фильме герой Дэвидсона говорит «мы единственное место, где еще хуже, чем в Нью-Джерси», который является родным штатом Смита и местом действия фактически всех его работ. В отличие от Смита Апатоу распространился гораздо шире и прославился своей поддержкой экспериментов (продюсирование) самых разных молодых авторов, например, без него не было бы «Девочек» и вообще стопки ромкомов, которые ими только притворяются, за что получают высокие оценки критиков, и качественно репрезентуют обычных персонажей жанра - «Девичник в Вегасе», «Девушка без комплексов», «Любовь - болезнь».

-2

В такой семейной атмосфере - Апатоу не забывает снимать свою жену (Лесли Манн) и дочь Мод, которая активно покоряет Голливуд и явно хапнула таланта от успешных родителей, все становится теплее. Его окружение - это SNL-вские выходцы, которые все немножко дети и множко смешные, наверное поэтому «Король Стейтен-Айленда» обходится без явных гиков и гэгов: герои всех фильмов Апатоу это по большей части кидэдалты, которые не прикрыты своим помешательством на комиксах или массовой культуре (подобный типаж взращивался последние 20 лет), а просто инфантилы со своими комплексами; и шутки достаточно далеки от сортирности или обдолбанности (учитывая, что в этом состоянии главный герой перманентно находится) - юмор рождается где-то в пределах обыденности - в реакциях, движениях и походках, неловких прикосновениях - в том, что делают обычные люди. В уже упомянутом выше интервью Долину режиссер рассказывает, что отдает всю ответственность за персонажей актерам - они с ними живут и вольны отдавать столько себя, сколько захочется.

Вообще, это немножко чудо водиться с людьми, которые вот так с легкой руки снимут про тебя фильм, который не самолюбования ради, а предлагающий мощную терапию и не только одному человеку. В последнее время Апатоу в принципе зачастил работать с автобиографиями, но на практике это какая-то идеальная формула, украшающая любой жанр, и большая удача для классных людей быть собой. Честно заявляю о своей предвзятости: самость Дэвидсона меня привлекает - он нравился мне по SNL и до мелочей копия парня, которого я пыталась влюбить в себя 36-ю вопросами, но главное, что бы я о нем не читала, все отмечают его способность быть смешным просто так, неудивительно, что он один из самых молодых актеров в истории субботнего шоу и внезапно завидный бойфренд для сочнейших девчонок Голливуда и иже с ним. Смешной - это не веселый, а гораздо тяжелее, но и мощнее в итоге: это умение смотреть на светлую сторону жизни даже в темные времена, это заветы «Монти Пайтон», детка. Людям, которые практикуют такой подход и умеют делать его на экспорт - надо держаться вместе, что и иллюстрирует семья Апатоу и «Король Стейтен-Айленда» в частности.