В начале мая удалось поучаствовать в пятидневном вебинаре Чэнь Цзыцзюня, мастера тайцзи цюань Чэнь ши в 20-м поколении. И вот уже полгода плотного взаимодействия позади, еженедельные занятия стали неотъемлемой частью практики.
Получить наставления в практике напрямую из Чэньцзягоу, родине тайцзи семьи Чэнь - это же мечта! Пусть даже и по интернету - сейчас время не простое (а когда было по другому?), но в Китай просто так не съездить, и не ясно, когда мир стабилизируется..
По сему, работаем с тем, что доступно!
О своем опыте онлайн занятий тайцзи и впечатлении от мастера мой рассказ...
Несмотря на свой определенный опыт в Чэнь ши, признаться, были некоторые сомнения в продуктивности "тайцзи по зуму", но мастер превзошел все ожидания! С первого вебинара с каждым из участников из многих городов России была проведена работа по коррекции в статике (чжуангун, «столбовой работе») и в движении (чансыгун, «плетению шелковой нити»), а также базовому упражнению на выброс силы (фацзинь). Примечательно, что мастер не "растекался мыслями", объяснял сам и отвечал на вопросы достаточно собранно, стараясь раскрыть именно принципиальные моменты техники, не разбрасываясь на мелочи. Порадовал подход практика - больше делали, чем говорили.
Неоднократно слышал, что мастер Чэнь Цзыцзюнь хороший методист, теперь убедился на собственном опыте. Отдельная благодарность Ирине Фироновой, переводчице и личной ученице мастера, много лет проживающей непосредственно в Чэньцзягоу.🙏🏻
Тайцзи как мозаика. Или пазл.
Стоит изменить один элемент, и все тело перестраивается от корней до неба. Иногда нужно поправить колено, чтобы включилась кисть. В моем случае - скорректировать локоть 😉. К слову, "открытие" с локтем впечатлило значительно больше, чем час непрерывной "шелковой нити").
Как же ощутилось «включение» кистей? По средствам наполнения!
Однако, тайцзи не просто наполняет, оно создаёт условия для сохранения. Выстраивания тела по средствам тайцзи схоже с работой гончара по сотворению геометрически безупречного сосуда. И если сосуд не имеет трещин (тело собрано, не "рваное"), то все, чем его наполнить, будет сохранено и преобразовано. Но все это значительно объемнее и тоньше, и одних внешних пропорций не достаточно для глубоких изменений.
Шаг за шагом, не спеша и не останавливаясь..
Медленное и быстрое в тайцзи происходит в одном теле.
И это - очередной "секрет", который на поверхности.
Наращивание скорости внутренних изменений, способность мгновенно переключаться с медленного на быстрое и наоборот зависят от того, насколько мы расслаблены физически и сознанием.
Со временем тело становиться "умным", адекватно реагируя на любые изменения в пространстве, будь то неожиданная атака или любое другое проявление внешней агрессии.
Но самое ценное, что единство медленного и быстрого в одном теле появляется только после того, как медленное освоено и отработано.
Скорость можно наращивать в расслабленном теле, иначе это будет лишь спазмы, и усилие не будет находить выхода. А если не будет находить выхода во вне, будет поражать то, что внутри.
- Так какой же частью наносится удар?
- Когда ты бьешь, когда совершаешь фацзинь, ты сам - удар!
В чем же "секретный ингредиент" ?
Собранное тело - какое тут таинство?
Расслабиться - ну кто не знает про фансун?
Отлично, а теперь давайте сделаем это!
И вот тут то начинаешь понимать, почему человек на мониторе - мастер, а тебе еще, мягко говоря, есть куда стремиться)).
Один из значимых уроков с Чэнь Цзыцзюнем : выброс-фацзинь не просто "совершается" и тем боле "бьется".
Ему просто не нужно мешать случиться.
И да, это тоже вроде бы все знают😉👊
"Выпил воды из Чэньцзягоу - победил врага любого!"
Всё пью и пью, сколько лет уже..
До утоления жажды еще далеко, а источник все не иссякает..
Если в ногах есть сила, она проявит себя и в руках. Дерево растет от корней, от корней и увядает.
Сила тайцзи проявляется в фацзинь (выбросе). Фацзинь показывает реальный уровень силы конкретного практикующего.
Многое в тайцзи можно сымитировать, но фацзинь сразу все расставляет по местам.
Чем больше расслаблен верх, сила удерживается в ногах, тем выше скорость. Если же сила вверху, а ноги пустые, фацзинь не сможет себя проявить во всей полноте.
А кто вообще сказал, что тайцзи всегда должно быть медленным и печальным?? Ведь самому понятию "оздоровительное тайцзи" чуть больше ста лет. Был ли господин Чэнь Вантин создателем того, что сейчас называется Чэнь ши тайцзи цюань или нет, тема отдельного дискурса. Однако, если мы принимаем за факт существование этого выдающегося человека, то его биография и даже фрагменты её четко указывают нам - господин Чэнь в военном деле разбирался очень хорошо! Следовательно, его тайцзи цюань можно рассматривать с учетом реального боевого опыта, и здесь уже "работает-не работает" говорить неуместно - у кого "не работало", то, простите, умирал не своей смертью. И имени не сохранилось.
Мир менялся, и продолжает это по сей день.. Тайцзи цюань семьи Чэнь, ранее сочетавший в себе ушу (военное дело, воинские практики) и методы яншэнсюэ (вскармливание жизненности) в пользу первого, постепенно становится более размеренным. Ну нет сегодня необходимости в деревенском ополчении для ежесезонной охраны урожая от окрестных бандитов! Тем не менее то, что я уже полгода подряд наблюдаю у мастера Чэнь Цзыцзюня, четко указывает, что 武術 (wǔshù, "боевое искусство") или даже 武功 (wǔgōng, "наработки боевой практики") в современном Чэнь ши присутствует в полной мере. Достаточно увидеть, как мастер продемонстрировал выбросы-фа цзинь на каждом движении в.. Лао цзя! Начальной форме, где "обычно" все неспешно и плавно, а тут..). И что, тайцзи перестало быть более "тайцзишным"?? Вовсе нет! Скорость лишь подсказывает, держим ли равновесие между внутренним и внешним. Не рвем ли нить. Спокойно ли сердце. Свободно ли дыхание, не имеет ли препятствий внутри нас..Не столь важно, медленно двигаешься или быстро. Важно находиться при этом в балансе. И мысли.. а куда ж без них?)) . Только если и сознание при деле, следит движение, сканирует тело - откуда взяться беспорядкам?).
- Мастер, а в этом движении где находится Ци - в руках, ногах или животе?
- Ци везде!
- Это понятно, ну а все таки??
- .........
"Под расслаблением тела в тайцзи цюань подразумевается полный покой. Только в состоянии покоя возможно отследить в теле перемены инь и ян, быстрого и медленного."
Чэнь Цзыцзюнь, мастер тайцзи цюань семьи Чэнь в 20-ом поколении.
Ну вот мы и дошли до темы 氣 (qì, "воздух").
Те, кто занимаются у меня, знают - намеренно избегаю разговоров о "ци".
Думаю так: пока не расслабимся телом и дыханием - все разговоры о 氣 умозрительны, не имеющие опору. А как расслабимся, то и разговоры все - лишнее. Тяжелое внизу, легкое вверху - все, как в книгах написано).
Дышим легко и глубоко.
Пожалуй, это все про Ци
"Внутренняя работа - это очень просто!"
Тайцзи отсекает все лишнее - чего же проще?
Освободись от напряжения в мышцах, расслабь и углуби дыхание.
Мастер правит не столько внешнюю форму, сколько обращает внимание на напряжение в той или иной части тела, словно пресекая саму возможность скопировать технику без понимания, без "запитывания". Так рождается содержание, без которого пустая форма - все равно что фантик без конфеты 😊.
Волшебные струны тайцзи заиграют мелодию, когда мы не просто соберем и расслабим себя - тело нужно увязать!
На пути к естественности, шаг за шагом
В заключительном слове хочется обойтись без лишнего пафоса и хвалебных од. Однако, поделюсь с коллегами, чем же так зацепил меня этот молодой, по китайским меркам, учитель семейного стиля тайцзи.
По моему скромному мнению, занимающийся тайцзи со временем становиться Цельным. Это значит, что при движении нет той части тела, которая бы не двигалась в согласии со всем телом. Где нет места той сороконожке, которая забыла, с какой ноги ходить 😊. Конечно, говорю не об имитации тайцзи, которой, увы, хватает...
Чэнь Цзыцзюнь цельный в каждом своем действии. В его тайцзи нет ничего лишнего. Верх и низ, право и лево - все увязано в единой сфере. Выбросы-фацзинь происходят как бы сами собой, и снова в них участвует все тело - от стоп до макушки. Мастер абсолютно расслаблен, на сколько это вообще возможно. И, будучи хорошим методистом, он не только может правильно научить, но и являть собой наглядный пример, куда нужно стремиться в своей практике!
谢谢, 老师!
再见!