Найти тему
Александр Матусевич

Музыка, овации и неоднозначность: оперная премия Casta diva вручила награды

По весне российская оперная премия «Каста дива» в очередной раз назвала своих лауреатов, а осенью провела в «Новой опере» гала-церемонию награждения. Эксперты премии суммировали свои впечатления и вынесли вердикт по итогам 2019 года.

Вообще чисто оперных премий в мире достаточно много – ведущие музыкальные журналы, такие как американская «Операньюс», британская «Опера», немецкоязычные «Опернвельт» и «Опернглас» периодически называют своих лауреатов. Балуются подобным и различные ассоциации (например, «ИКМА»), фонды, звукозаписывающие лейблы и пр. В 2012-м в Англии появилась Международная оперная премия (International Opera Awards), которую падкие на сенсации СМИ именуют нередко «оперным аналогом Нобеля», но пока о таком звонком статусе говорить рано – премия довольно-таки молодая и остается частной инициативой британцев – бизнесмена-меломана Гарри Хаймана и музыкального критика Джона Эллисона. В России же сегодня таких премий две: помимо «Каста дивы» это еще базирующийся в Петербурге «Онегин», детище знаменитого баритона Сергея Лейферкуса.

Но «Каста дива» старше и претендует на большую всеохватность и представительность. Она была основана екатеринбургским музыковедом Михаилом Мугинштейном в далеком 1996 году, ее история дискретна – были долгие периоды, когда премия вообще отсутствовала в российском медийном пространстве, были моменты, порой весьма затяжные, когда те или иные номинации не присуждались в силу разных причин – как, например, «европейское событие», пауза с присуждением которой затянулась аж на двадцать лет! Но в последнее время «Каста дива» очень активна – ежегодно не только объявляет своих победителей, но и проводит торжественную церемонию, совмещенную с гала-концертом лауреатов. Как правило, церемонии у оргкомитета получались весьма убедительными и интересными.

Чего не всегда можно было сказать о самих результатах судейства. Список этого года кажется более сбалансированным и в нем меньше вкусовщины, чем прежде, но, конечно, не обошлось и без нее. Вот некоторые привычнее маркеры, которые, являются атрибутами «кастадивного» судейства.

Прежде всего, это приоритет современной музыки перед классическим наследием. Львиная доля оперного репертуара театров по всему миру – это опусы романтиков, XIX век по-прежнему доминирует в афише. В последние годы его несколько потеснило барокко, хотя и не радикально, но уж вес опер, сочиненных после середины прошлого века (то, что все еще проходит по ведомству «современной музыки»), а тем более оперных новинок в прямом смысле этого слова, по-прежнему ничтожен. Тем не менее, из океана премьер эксперты «Каста дивы» практически всегда выбирают именно такие сочинения. В этом году «событием года» провозглашены екатеринбургские «Три сестры» Этвёша, «спектаклем года – оригинальной постановкой» - «новооперное» «Поругание Лукреции» Бриттена, а «спектаклем года – совместной постановкой» - «станиславские» «Похождения повесы» Стравинского. Никакого сомнения: оперы последних двух – великие сочинения, и их и современной то музыкой можно назвать с большой натяжкой, тем не менее, эстетические предпочтения экспертов налицо.

Улыбку вызывает присутствие среди победителей спектакля по опере Бриттена – его поставила супруга Мугинштейна режиссер Екатерина Одегова, а драматургом поставки выступил сам Михаил Львович: представления об элементарной этике, казалось бы, должны были подсказать уважаемому жюри, что так дело не пойдет и это попросту некрасиво (вне зависимости от того, хороша или плоха постановка «Новой оперы» – справедливости ради стоит отметить, что она, действительно, весьма удачна), однако, этого на удивленье не произошло.

Единственный композитор-классик позапрошлого века, чей опус «прорвался» в лауреаты – это Римский-Корсаков, но то случай особый: победителем в номинации «европейское событие» стала брюссельская «Сказка о царе Салтане», но, конечно, вовсе не за свои музыкальные красоты. Ее автор – режиссер Дмитрий Черняков, являющийся вечным фетишем жюри премии: к гадалке ходить не надо, чтобы предсказать, что и в следующем году «Каста дива» назовет среди своих лауреатов Чернякова вне зависимости от его реальных художественных достижений, пусть даже поводом к тому будет столь слабая работа, как габтовский «Садко». Хотя, конечно, могут быть и сюрпризы: второй вечный фетиш «команды Мугинштейна» - маэстро Теодор Курентзис в этом году парадоксально обойден вниманием жюри, хотя, несмотря на переезд из Перми в Петербург, нельзя сказать, что эпатажный российский грек уж вовсе в прошлом году ничего не делал.

Завершая тему неперсональных номинаций (хотя, конечно, так или иначе, они все равно связаны с любимыми персоналиями экспертов – Черняковым, Одеговой и пр.) нужно упомянуть о последней из них – «специальной премии жюри – мировой премьере оперы современного российского композитора». Здесь победителем оказался «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, увидевший свет рампы через сорок лет после своего появления на свет. Отрадно, что премия заметила видного отечественного композитора, патриарха советского еще авангарда. Отрадно и то, что лауреатом стало именно оперное произведение, а не некий перформанс, лишь в оперные одежды рядящийся (а таковых было в 2019-м в России предостаточно – например, «Октавия. Трепанация» Д. Курляндского, «Рабочий и колхозница» В. Николаева, многочисленные опусы А. Маноцкова и пр.). Жаль только, что действительно стоящее произведение не является продуктом нашего времени, а пришло к нам еще из советского далека, но вины «Каста дивы» в том, конечно, никакой нет.

В персональных номинациях есть как бесспорные победители, так и артисты, вызвавшие, как минимум, недоумение. К последним относятся стабильно поющая на многих важных мировых сценах, но также стабильно не интересная вокально Екатерина Губанова («певица года») и основательно подзабытая немецкая звезда прошлого десятилетия Марлиз Петерсен («лучшая зарубежная певица»). Меньше возражений вызывает британский баритон Кристофер Мальтман («лучший зарубежный певец») и совсем никаких – замечательные мариинские певцы бас-баритон Евгений Никитин («певец года») и сопрано Елена Стихина (номинация «взлет»): первый своими глубокими, впечатляющими трактовками, вторая – яркостью самого голоса, и харизматичным проживанием исполняемых образов на сцене. Российские певцы отмечены практически только за свои международные успехи, в чем также явственны предпочтения жюри: реалий российской оперной жизни оно практически не видит и не считает их достойными поощрения.

Номинации «дама оперы» и «кавалер оперы» на сей раз остались, к сожалению, вакантными (как, впрочем, и в прошлом году), хотя с трудом можно согласиться с тем, что на отечественном оперном небосклоне нет достойных исполнителей, чья многолетняя карьера является образцом настоящего служения великому жанру.

Гала-церемония в «Новой опере» прошла без своего основателя – Михаил Мугинштейн обратился к собравшимся лишь с видеоэкрана, причина чего – возрастные ограничения для посещения театров, введенные московскими властями. В программе концерта оказалась только европейская музыка и ни одного русского произведения, зато на сцене появлялись только российские участники – иностранцы на сей раз до Москвы не добрались. Пели как нынешние лауреаты, так и победители прошлых лет, а также штатные солисты театра-хозяина церемонии, чьим оркестром мастерски руководил маэстро Андрей Лебедев.

По-настоящему царила Елена Стихина – ее яркий и гибкий голос одинаково завораживал что в Норме, что в Аиде, что в Сенте из «Летучего голландца», что в Маршальше из «Кавалера розы»: при всем стилистическом разнообразии, которое уверенно продемонстрировала певица, ее голос не теряет своих феерических качеств в самом разном репертуаре. Сегодня Стихина – пожалуй, самая яркая молодая звезда российского оперного небосклона.

Евгений Никитин, напротив, сосредоточился на своем коронном репертуаре – вагнеровском, предпочтя не выходить из образа моряка-скитальца. Филигранная интонация, железобетонная стабильность вокальной эмиссии, уверенный немецкий, оглушающие форте – все вкупе говорило о действительно незаурядном исполнении: остается только посочувствовать Байройтскому фестивалю, опрометчиво отказавшемуся в недавнем прошлом от услуг столь мастеровитого певца по надуманным, смехотворным придиркам политкорректности.

А вот Екатерина Губанова, подобно Стихиной, также попытала счастья на территории и Верди (Эболи, Амнерис), и Вагнера (Изольда), но прежних сомнений не развеяла – неоспоримая музыкальность и стилистическое чутье певицы не способны все же компенсировать отсутствие настоящего меццо-сопранового звучания: после Елены Образцовой, Джесси Норман или Вальтрауд Майер слушать грамотное пение Губановой в знаковых ариях откровенно неинтересно. Вдобавок в дуэте из «Аиды» между голосами солисток практически не было полагающегося контраста – Губанова прозвучала как второе сопрано, причем более тембрально бедное и жидкое.

Лауреаты прошлых лет Наталья Мурадымова, Игорь Головатенко и Дмитрий Ульянов, украсившие церемонию, откровенно порадовали своими выступлениями, особенно хорош был французский Гамлет габтовского бариона с бравурной Вакхической песней из оперы Тома. Впрочем, и яркие вердиевские арии (Леди Макбет и Короля Филиппа) в исполнении коллег из МАМТа воодушевляли не меньше. Солисты «Новой» Виктория Яровая и Хачатур Бадалян тронули страницами нежной лирики из «Вертера» Массне, а Екатерина Петрова просто сразила наповал тонким, прочувствованным и одновременно очень умным и выразительным исполнением редкой, но поистине прекрасной арии Элен Орфорд из бриттеновского «Питера Граймса». Венчало концерт роскошный терцет из «Кавалера розы», в котором равноправно блеснули Стихина (Маршальша), Ольга Селиверстова из Большого (Софи) и Гаяне Бабаджанян из «Новой» (Октавиан).

19 октября 2020 г., "Культура"