Найти тему
Flow Agency

Как планировать развитие бизнеса: от хаоса к системе

Оглавление

Содержание

  • Бизнес - это цифры
  • Рекомендации по составлению плана
  • Какие показатели минимально вам нужно знать и учитывать в разделах
  • Алгоритм действий при составлении плана
  • Вспомогательные вопросы при составление плана развития

Бизнес-образование в России развивается активными темпами. Есть множество курсов и программ для управленцев в бизнесе, для повышения квалификации и развитию отдельных навыков. Один из самых ключевых навыков, которому нужно научиться владельцу бизнеса - это планирование развития компании на годы вперед.

Бизнес - это цифры. Когда вы понимаете взаимосвязи и показатели в отдельных бизнес-процессах компании, тогда вы начинаете управлять процессом. Вам становится понятно, какие показатели у вас низкие и требуют улучшения, вы можете сравнить показатели с конкурентами и сделать определенные выводы.

Но не всегда у бизнесмена есть время на то, чтобы сесть и заняться планированием. Всегда возникают более срочные и важные задачи, решать которые нужно прямо здесь и сейчас. Однако невозможно стабильно развивать бизнес без четкого плана, который опирается на показатели вашего бизнеса.

пример плана развития
пример плана развития

Рекомендации по составлению плана

  • План развития делается по месяцам, временной период выбираете сами ( 6 / 12 / 24 месяца).
  • Учитывайте вашу бизнес-модель и движение денег (например, если у вас есть повторные платежи от клиентов, то это нужно учесть в таблице).
  • Сделайте декомпозицию каждого раздела таблицы, чтобы вы могли найти точки роста и узкие места в вашем бизнесе (т.е. если вы планируете 30 продаж в месяц, то укажите сколько вам для этого потребуется заявок. Какая конверсия в продажу будет из этих заявок? Какой средний чек и т.д.)
  • Вписывайте реалистичные цифры и опирайтесь на ваши показатели. Это один из самых важных пунктов, т.к. изменение всего 1 показателя на несколько % может привести вас к “минусу” по итогу месяца
  • Будьте внимательны при работе с формулами. Смотрите, чтобы цифры у вас не задваивались и всё считалось корректно
  • Начните создание таблицы с текущего или прошлого месяца. Там вы знаете цифры и сможете проверить корректность всех расчетов.
  • Соблюдайте логику таблицы, т.е. расходы пишем в расходы, все доходы пишем в доходы. Таблица это рабочий инструмент, который будет меняться и корректироваться.

Показатели, которые мы отслеживаем в плане развития можно поделить на 3 больших группы

  • Доходы - все деньги, которые мы получаем за месяц (оплаты от новых клиентов, повторные платежи, остатки платежей по договорам и тд)
  • Расходы - все расходы за месяц (налоги, расходы на офис, ФОТ (фонд оплаты труда) и тд)
  • Прибыль (ну или убыток)

* Нам в агентстве нравится дополнять таблицу вспомогательными метриками (кол-во сотрудников в отделе, кол-во заявок, средние зарплаты и тд)

-2

Какие показатели минимально вам нужно знать и учитывать в разделах

Доходы

  • Цикл сделки (сколько времени проходит от получения заявки до получения денег)
  • Средний чек продажи
  • Конверсия “отдела продаж” в продажу (например из 100 заявок вы получите 25 оплат, т.е. конверсия в оплату равняется 25%)
  • Количество повторных продаж

Расходы

  • Рекламный бюджет
  • ФОТ (фонд оплаты труда)
  • Налоги
  • Расходы на офис (аренда, КУ, офис-менеджер, клининг и тд)
  • Сервисы и прочие расходы (телефония, оплата CRM, хостинг и тд)
  • Количество сотрудников, необходимых для выполнения работы

-3

Алгоритм действий при составлении плана

  1. Собираем показатели в таблицу за прошлый месяц, проверяем корректность расчетов (это ваша текущая точка - точка А).
  2. Определяем точку Б (к каким показателям и когда мы хотим прийти. Например через год увеличить прибыль в 3 раза).
  3. Экстраполируем точку Б по месяцам и смотрим что у нас должно произойти и/или измениться, чтобы выполнить цель.
  4. Сводим прибыль по итогу месяца, смотрим чтобы не было “кассовых разрывов”, оцениваем рентабельность по месяцам.
  5. Проверяем свой план на стрессоустойчивость - поиграйтесь с цифрами и посмотрите на прибыль по итогу месяца (уменьшите конверсию в продажу в 1,2-2 раза и посмотрите что поменяется? Увеличьте стоимость заявки и расходы и тд. Лучше планировать пессимистичный вариант развития событий, тогда вы сможете заранее подготовиться к возможным трудностям).
  6. Найдите пограничные значения в плане и показатели, которые обязательно должны быть выдержаны, чтобы не уйти в минус при масштабирование.
  7. Оцениваем реалистичность и выполнимость плана (Можно сделать несколько планов развития и смотреть по какому вы пойдете).
  8. Возьмите паузу в несколько дней и с новыми силами еще раз проверьте свой план.
  9. Планируйте задачи по месяцам с учетом плана (что нужно сделать в каждый месяц, чтобы приблизиться к выполнению намеченных целей?)
  10. Работайте  с таблицей (через месяц внесите реальные получившиеся цифры в таблицу и сравните их планируемыми. Что получилось лучше, чем в плане? что хуже? Что можно исправить в следующем месяце и т.д.)

Вспомогательные вопросы при составление плана развития

  • сколько должно быть продаж в каждый месяц?
  • какие потребуются рекламные бюджеты?
  • сколько нужно получать заявок в месяц? и при какой CPL?
  • откуда я возьму столько заявок? какие рекламные каналы нужно подключать?
  • какая максимально допустимая цена заявки может быть?
  • сколько нужно менеджеров в ОП (считайте среднюю нагрузку на менеджера, чтобы он мог качественно отрабатывать все заявки)
  • сколько потребуется персонала, чтобы справиться с таким количеством клиентов (например, вам может понадобиться через 3 месяца новый менеджер по работе с клиентами, а значит искать его нужно начинать уже через 2 месяца)
  • нужно ли расширять офис и закупать оборудование?
  • какие есть “слабые места” в плане? что может пойти не по плану?
  • как можно оптимизировать расходы? какая статья расходов самая большая?
  • хорошую ли зарплату получают сотрудники относительно рынка?
  • нужен ли мне hr-менеджер?
  • какие ключевые показатели нужно отслеживать, чтобы выполнить план?
  • какая мотивация (финансовая) должна быть у сотрудников, чтобы они были мотивированы работать и достигать цели?