Известно, что память бухгалтера ограничена отчетным периодом.
Поэтому бухгалтеры знают историю только в объеме текущего и предыдущего финансового года.
И я, как "Путешественник во Времени", посчитал нужным подготовить для Минфина РФ рекомендации, основанные на отечественном и мировом историческом опыте.
Вызвано это мое желание тем, что в новостных лентах снова появились сообщения о намерениях Минфина РФ сократить расходы на армию и другие силовые структуры.
Речь якобы идет о:
- сокращении на 10% личного состава за счет перевода медиков, тыловиков и кадровиков из категории военнослужащих в вольнонаемных;
- повышении сроков службы;
- урезании продовольственного и вещевого довольствия;
- объединении ранее разделенных силовых структур;
- заморозке роста военных пенсий.
Краткий исторический обзор возникновения "Феномена оптимизации силовых структур"
Желание оптимизировать расходы на содержание силовых структур, как политический, социальный и психологический феномен, возникло одновременно с возникновением этих структур.
Оно и понятно, ибо тратить довольно большие деньги на содержание здоровых и работоспособных мужиков, составляющих в основном личный состав, с точки зрения бухгалтера всегда представлялось и представляется политически не правильным, социально не справедливым и психологически обидным.
Поэтому на всем протяжении исторического развития бухгалтерами предпринимались определенные усилия в направлении "оптимизации" силовых структур, под которой подразумевалось сокращение расходов на их содержание.
Вариант 1: Земельные наделы, освобождение от налогов, совмещение гражданских и военных должностей
Первоначально силовики вообще не получали постоянного денежного и прочего довольствия. Они даже оружие, боеприпасы и обмундирование приобретали за свой счет (так возник термин "личное оружие").
Зато во время войны считалось само-собой разумеющимся, когда захваченные трофеи целиком шли на покрытие возникающих у силовиков потребностей, а взятые неприятельские населенные пункты официальными приказами отдавались им "на разграбление" на срок от одних суток и более.
В мирное же время государство предоставляло силовикам земельные участки (как в Древней Греции гоплитам - тяжелым пехотинцам), или освобождало от налогов (как в Московском царстве, где стрельцы имели право торговать и заниматься другими ремеслами беспошлинно). А также совмещали военные должности с гражданским администрированием (воеводы, генерал-губернаторы и т.п.).
Тем самым так бы достигался компромисс между материальными потребностями силовиков и желанием бухгалтеров не тратить на их удовлетворение бюджетные средства.
Кстати, до 2009 года в России военные пенсионеры - индивидуальные предприниматели не платили отчисления в пенсионный фонд, что давало им преимущество при начале собственного бизнеса "с нуля".
Этой существенной льготы их лишили под предлогом "восстановления попранных прав военных" - возможности выбора между военной и гражданской пенсиями. (В итоге сегодня военные пенсионеры теоретически могут получать обе, что разрушило все мечты пенсионного фонда об экономии).
В целом, лишить военных вовсе денежного и прочего довольствия, дав взамен участки земли - вполне рабочий вариант, позволяющий "оптимизировать" расходы на армию и другие силовые ведомства.
Кто-то возразит, заявив, что "это все в прошлом и не может возродиться". И будет не прав, ибо, как нас учили Маркс и Энгельс, развитие человечества осуществляется по спирали, в результате чего через определенные периоды времени повторяется то, что уже было, но только на более высоком техническом уровне.
Вариант 2: Тупо "кинуть на бабки"
С возникновением в Средние века контрактных армий широкое распространение получил такой способ "оптимизации" расходов на их содержание, как длительная задержка или полный отказ от выплаты им денежного содержания.
Это хорошо показано в классическом, а значит не стареющем, фильме 1985 года Пола Верховена с Рутгером Хауэром в главной роли "Плоть + кровь", который я настоятельно рекомендую занимающимся вопросами "оптимизации" силовых структур бухгалтерам, а также любителям приключенческих фильмов про Средневековье.
Собственно, Россия фактически один в один проходила все это в 1990-е, когда в результате задержек и неплатежей силовики начали активно зарабатывать самостоятельно с использованием и без использования своего служебного положения.
Именно в те времена в силовых структурах получила широкое распространение коррупция и воровство, ибо нищета и голод толкали силовиков на легкие способы наживы, освоив которые многие из них вошли во вкус и уже не могли добровольно отказаться, продавая кому угодно материальные ценности, информацию и специфические услуги, за что наше общество их справедливо и гневно клеймит до сих пор.
С учетом нынешнего давления на Россию этот вариант однозначно приведет к развалу государства с неизбежными сопутствующими жертвами в результате локальных войн и криминального беспредела.
Поэтому, несмотря на быструю и кардинальную экономию, он вряд ли подойдет даже для Минфина РФ, если только он в полном составе не собирается эмигрировать за границу.
Вариант 3: Сокращение штатов
Что, собственно, сегодня и предлагается.
При этом бухгалтерами совершенно не учитывается, что этот вариант уже неоднократно использовался в самоновейшей истории России. Хотя, крайний раз, насколько я помню, это случилось в 2009 году, сразу после победоносной войны 08.08.08, то есть бухгалтеры этого не могут помнить в силу отсутствия у них нужного для этого объема долговременной памяти.
В ходе той "оптимизации" дивизии свернули в бригады, функции тыловиков попытались передать коммерческим фирмам на аутсорсинг, а на должности командиров взводов и чуть ли не рот попытались ставить сержантов (что неудивительно, так как министром обороны в то время являлся Анатолий Эдуардович Сердюков -бухгалтеры могут найти его биографию в Википедии).
В итоге нанесенный в денежном выражении урон от оттока из силовых структур компетентных специалистов и некомпетентного руководства неопытных кадров, их заменивших, превысил "экономию" от проведенной "оптимизации", в результате чего "на высшем уровне" было принято решение откатить "реформу" (особенно службу тыла), насколько это возможно, обратно в военизированное состояние.
О предложении по "оптимизации" военных медиков
хочется выразиться особо.
Военно-медицинская служба в ее современном виде возникла где-то в середине 19 столетия (Крымская война) в связи с необходимостью борьбы с эпидемиями в армиях и среди мирного населения в зоне боевых действий.
Оно и понятно - гражданские врачи в массе своей являлись индивидуалистами и не желали ходить строем и безоговорочно выполнять приказы, что оборачивалось неоправданными жертвами при ликвидации эпидемий.
Поэтому сегодня, на фоне мировой "пандемии" коронавируса, которая неизвестно когда прекратиться, и, по прогнозам ученых, будет далеко не последней, предложение перевести военных медиков в разряд гражданских даже для бухгалтеров выглядит, мягко говоря, подозрительно.
Заключение
В целом, лично я считаю, что единственно заслуживающим внимание вариантом оптимизации, направленным на то, чтобы не платить силовикам, является первый - наделение военных льготами, позволяющими им законными способами самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. И это уже не шутки.
В некоторых странах мира армии являются владельцами крупных, как правило, военных предприятий, прибыль от которых идет в ее бюджет.
Следствием такого устройства экономики является то, что силовики в этих странах стремятся занять ведущее место во власти, что им, как правило, удается. После чего желание бухгалтеров "оптимизировать" силовые структуры, как политический феномен, полностью в этих странах исчезает.
Надеюсь, подготовленные мной рекомендации помогут Минфину РФ выбрать верную дорогу на их нелегком и опасном пути.
Свое мнение о том, что надо сделать, чтобы Минфин перестал грезить о подобных "оптимизациях", я высказал в публикации "Что общего между Минфином РФ и почтальоном Печкиным?".
Своими соображениями по поводу возможных вариантов оптимизации расходов на армию, с вами, мои дорогие читатели, поделился