Что может заставить рвануть за полярный круг в феврале? Правильно, работа. Когда начальство "обрадовало", что мы едем в командировку в пос. Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа, первая реакция была: "Как? Там же холодно!".
А с другой стороны, когда еще удастся побывать в этой экстремальной части России? Тем более, что все расходы оплачиваются.
Эта краткосрочная поездка оставила о себе очень яркие впечатления. Но обо всем по порядку.
Перелет
Мы летели самолетом компании S7 (airbus A 321).
Билеты невозвратные, без багажа. Это значит, что можно взять с собой в салон только ручную кладь определенных габаритов. Но для трехдневной командировки много и не надо, а у меня специально для таких поездок есть чемодан с колесиками, четко подобранный по размеру (45х35х23 см), чтобы проходить по требованиям многих авиакомпаний.
Рейс был ночной, вылет в 2 часа так, чтобы прибыть рано утром. При регистрации оказалось, что покупая билет онлайн (оформляла не я, а отдел кадров) неправильно ввели мое имя латиницей. С регистрации меня отправили к стойке представителя авиакомпании, где зевающий парнишка поставил на билет печать и пожелал хорошего полета. Немного беготни, еще немного ожидания, и мы в самолете.
Салон полный, 90 % пассажиров - мужчины от 25 до 50 лет крепкого телосложения – вахтовики. В отличие от "отпускных" рейсов никто не выпивает и не веселится. Едут на работу.
Полет длился около трех с половиной часов. Естественно, предложили покушать (по времени скорее ночной завтрак). Кормят в S7 довольно неплохо. Даже можно выбрать из двух горячих блюд. По сравнению с польской LOT Так просто банкет.
К 7 часам утра приземлились в аэропорту Нового Уренгоя. Здание аэропорта небольшое, напоминает по размеру и обстановке вокзалы провинциальных городков.
Трансфер
От Нового Уренгоя до пос. Тазовский около 320 километров. Мы заранее заказали такси ко времени, и было сказано, что дорога займет около 6 часов.
Такси представляет собой проверенный временем и километражем микроавтобус, который кроме нас собрал еще нескольких пассажиров в разных точках города. А также попутно завез в местную санэпидемстанцию контейнер со знаком биологической опасности на крышке, который (так получилось) ехал рядом со мной и ужасно нервировал.
Полярный круг
Конечно, о Полярном круге слышали все. И многие смогут показать на глобусе его границу. Но как выглядит это место в реальности?
Границу Полярного круга отмечает путевой знак. Он похож на знаки границ областей и районов в других частях России. Местные жители привязывают к нему ленточки. То ли загадывая желания, то ли чтобы вернуться.
Мы бы, наверное, пронеслись мимо, не попроси я водителя остановиться, когда будем его проезжать. Все-таки символичное место, как граница Европы и Азии. Водитель не стал ворчать (наверное, я не первая с такой просьбой), остановился у знака и дал пару минут пофотографировать.
Природа
В начале поездки из Нового Уренгоя в Тазовский нам встречались хвойные деревья, но постепенно они становились все меньше размером и попадались все реже. Типичный ландшафт в Тазовском - бескрайняя снежная пустыня с невысоким сопками на горизонте.
Если честно, я подобного не ожидала. Да, в школе на географии изучали климатические зоны, и тундру в том числе. Но одно дело разглядывать картинку в учебнике и совсем другое - увидеть все своими глазами.
Окружающая среда во многом объясняет внешний вид домов в поселке. Здесь нет серых унылых зданий. Стены выкрашены в яркие цвета (зеленый, желтый). Так глаз может хоть за что-то зацепиться. И психологически легче находиться здесь.
Тазовский
Тазовский - поселок городского типа. Он был основан в 1883 г. как промысловая фактория и назывался Хальмер-Седе, что в переводе с ненецкого значит Сопка (Гора) мертвецов. Дело в том, что раньше на этом месте находилось старое ненецкое кладбище.
Сегодня по инфраструктуре и ухоженности Тазовский может дать фору многим поселкам и городкам центральной части России.
Все просто - здесь есть нефть и газ. И основная статья дохода в бюджет района - налоги с предприятий топливно-энергетического комплекса.
Люди
Население Тазовского - чуть более 7 тысяч человек. Местные жители составляют примерно половину населения поселка. Остальные - приезжие: вахтовики или специалисты, заключившие контракты на несколько лет. Иногда вместе с семьями. Многие коренные обитатели этих мест, ненцы, живут не в самом поселке, а в тундре, кочуя вместе со своими стадами оленей.
Цены
Они, как и зарплаты здесь выше, чем в других регионах России. Для сравнения, зарплата учителя около 40-50 тысяч (по словам местных педагогов). В Поволжье и Центральном ФО примерно вполовину меньше (несмотря на майские и прочие указы).
Цены на продукты (как мы успели заметить) выше примерно процентов на 30%. Но больше всего меня удивило, что регион стоит на нефти, а стоимость бензина - самая высокая, что я вообще видела где-либо за все время поездок. И если в других регионах можно было бы поверить, что бензин везут издалека, вот он и дорогой, то тут такая отговорка не проходит.
Логичного объяснения ни я, ни водитель такси, которому задала этот вопрос придумать не смогли...
Гостиница
Мы бронировали номера в гостинице "Брусника".
Точнее это не номера, а домики с полноценной оборудованной кухней, электрокамином, душем и даже небольшой банькой (спа-зоной). Наш номер на двоих был очень даже просторным. По цене вполне приемлемо (около 5000 руб./сутки). Впечатления о гостинице и персонале остались очень приятные.
Погода
С погодой невероятно повезло. Мы попали в оттепель - минус 10-15° С. Учитывая, что обычно в феврале температура падает до -40-50° С, было бы вполне комфортно. Если бы не ветер, очень сильный, холодный, который практически не давал двигаться. Знаете, как в мультфильмах, перебираешь ногами, а с места - никак.
Обратный путь
Обратно тоже ехали на микроавтобусе-такси. Выезжали вечером. Погода подпортилась, пошел снег и было страшновато смотреть на заметаемую им дорогу. И на лежащие в кюветах грузовики. За время пути я насчитала четыре аварии.
Все же до Нового Уренгоя добрались без приключений. И тут оказалось, что аэропорт, в здании которого мы планировали посидеть ночь до утреннего рейса, на ночь закрывается. Хорошо, что водитель такси сказал об этом вместо того, чтобы просто высадить нас и укатить в ночь. Он же предложил подвезти нас на железнодорожный вокзал, который работает круглосуточно.
Там мы перекусили в кафе (меню не очень разнообразное, но еда вкусная) и подремали до утра. Затем вызвали такси и отправились в аэропорт.
Конечно, за одну поездку можно составить лишь поверхностное впечатление о Тазовском и жизни за Полярным кругом. И все же это лучше, чем рассматривать Север только на фотографиях.
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!