Зачем ранить зрителя? Как это сделать максимально тактично? Поговорим об агрессии к зрителю и разберем ее на примере в моей практике. Ниже в статье очень подробный анализ эмоционального текста, над которым я работал в книге Надежды Адлер. Дочитайте до конца, это полезно.
Ролан Барт в книге "Camera Lucida", посвященной фотографии, условно делит фотографии на категории "Spectrum" и "Punctum". Первый тип фотографий — Spectrum — это некие красивые снимки, которые "радуют глаз": пейзажная зарисовка, портретный снимок, дизайн интерьера. Здесь нет посторонних смыслов, а следовательно, нет и глубины.
Слово "Punctum" переводится с латинского как "точка" — от него образовано слово "пунктуация". Однако Ролана Барта больше интересует второе значение этого слова — "укол". Настоящая фотография, по мнению философа, наносит зрителю едва заметное эмоциональное повреждение.
Ролан Барт приводит в пример фотографию, которая волновала его с детства. Это его собственное фото, на котором он запечатлен вместе с бабушкой. Он множество раз возвращался к этой карточке, но не мог в точности понять, почему она вызывает в нем такой интенсивный ностальгический порыв. Только ли дело в любимой бабушке? Или здесь есть что-то еще?
На фото изображен мальчик, сидящий на стуле. Рядом с ним стоит престарелая женщина. Портьера, сервант, скатерти и натюрморт — что еще может дополнить такой постановочный снимок начала XX века? Развязанный на ботинке мальчика шнурок. Это он и есть — Punctum в фотографии. Бабушка была в преклонном возрасте, она уже была не в силах завязать шнурок на ботинке внука — нужно наклониться, затем разогнуться обратно, а затем снова повторить ритуал. Однако она нашла в себе силы сопроводить мальчика до фотоателье и простоять 15 минут перед фотоаппаратом без движения. Всё ради одной цели — сохранить память.
Развязанный шнурок становится яркой, но неочевидной деталью, которая тем не менее определяет Punctum изображения. Его укол в зрительское плечо.
Punctum в тексте
Метафору некой зрительской боли Ролан Барт использует не первым. Об агрессии к зрителю впервые заговорили после выхода фильма Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", где присутствовал кадр пушки броненосца, направленной прямо в экран, то есть на зрителя.
Punctum необходимо помещать в текст. Некий неочевидный укол читателя, выводящий его из равновесия. Почему в плечо? Потому что читатель не должен заметить момента нападения, но затем всё же оглянуться на боль.
- Первым укалывает первое предложение. Поэтому оно должно быть коротким и емким. Его длина не должна превышать двух-трех слов, тем более, что цель первого предложения — прочтение второго предложения.
- Укалывает акцент в конце абзаца. Мы не должны завершать смысловой отрезок размытой виньеткой. Это должен быть точный выпад иглы в конкретную болевую точку читательского плеча.
- Укалывают неочевидная аналитика и яркие сравнения — так называемые панчлайны.
Приведу фрагмент из книги Надежды Адлер "Немая. Глухая. Слепая", которую я писал по интервью автора
"Папа расклеился. Он рыдал и терялся в пространстве. Я должна была сохранять спокойствие. Могла ли? Не знаю. Но должна была сохранять и хранила. Кто-то должен был оставаться адекватным, кто-то должен был следить за семьей. Дома находился младший брат. Брат и сестра жили в других странах — их нужно было держать в курсе.
Маму выписали из ребцентра. Она дома с папой. Папа более менее пришел в себя. Брат уехал обратно в Питер. Сестра — в Германию. Младшему брату всего 16 лет. Обед. За окном июль. Яркое солнце обжигает кожу, но внутри… Моей доченьке 7 месяцев. Я уложила ее спать на улице. Кухня. Мои руки сложены на столе крестом. Завыла белуга. В унисон ее вою я начинаю рыдать. Рыдать истошно, выпуская наружу боль. Всё дрожит.
На кухню вбегает ошарашенный муж. Мгновение. Он взрывается гневом. Почему я плачу? Я разбужу ребенка и испугаю соседей. Я — дура".
Выделим моменты, которые укалывают читателя:
- "Папа расклеился. Он рыдал и терялся в пространстве". — короткое первое предложение. Второе акцентирует его, но тоже короткое. Энергетически сильные слова.
- "Брат уехал обратно в Питер. Сестра — в Германию. Младшему брату всего 16 лет. Обед. За окном июль". — перечисление предметов и событий разного порядка. Показывает смешанность мыслей.
- "Яркое солнце обжигает кожу, но внутри… Моей доченьке 7 месяцев. Я уложила ее спать на улице". — пейзаж противоречит состоянию. Внешняя идиллия спящей доченьки во дворе дома и внутренний катарсис героини из-за болезни матери. Руки крестом — это Punctum. "Мои руки крестом" — героиня опускает голову вниз, как бы направляя взгляд на свои руки. Так ее поза отражает ее упадническое состояние.
- "Завыла белуга. В унисон ее вою я начинаю рыдать". — тоже Pucntum, поскольку завывшая где-то белуга — это и есть героиня. То есть это состояние некоего обморока, где собственный крик настолько глух, будто врывается в пространство извне. Хотя на самом деле он вырывается из груди героини.
- Акцент в конце — вбежавший на кухню муж, от которого читатель ожидает поддержки героини. Однако далее следует новый Punctum — болевое нарушение логики — муж начинает скандал. Последние слова "Я дура" — это слова мужа: "Ты дура!", но реплицированные героиней на себя. Это тоже Punctum.
Текст — это про состояние. Текст воздействует на эмоции читателя. Он что-то пропагандирует и вибрирует своей пропагандой. Поэтому важно постоянно поддерживать этот резонанс.
Какие есть еще признаки Punctum в тексте? Какие темы письма вас интересуют? Поделитесь в комментариях.