В статьях я много говорю об энергии текста. Это моя дефиниция, и она основана сугубо на моих наблюдениях. Пришло время ее определить более четко. В этом материале я выделю основные энергетические паттерны текста и постараюсь объяснить, зачем за ними следить.
Энергия — очень разноплановое слово. Тем, кто знаком с лингвистикой и некоторыми вещами Ильяхова, может показаться, что речь пойдет о глаголах. Ведь именно здесь мы используем характерные энергетические понятия — активность, пассивность, модальность. Кроме того, энергия коррелирует с действием.
Однако в моем понимании энергия текста всеобъемлюща и фактически эквивалентна его качеству. Будучи всепроникающей, она затрагивает и предметы, и их качества, и обстоятельства, в которых они реализовались в тексте.
Энергия текста — это совокупность факторов языка и стиля, которая определяет логику, информативность и яркость подачи материала.
15 паттернов энергии текста
- Правильный порядок слов.
- Отсутствие лишних местоимений.
- Точно подобранный залог глагола.
- Уместная модальность.
- Актуальное членение предложений (тема-рема).
- Правильное деление текста на предложения.
- Расставленные акценты.
- Отсутствие стертых метафор.
- Отсутствие "перчаток Бовари".
- Уместность сильных слов (потрясающий, боль, рыдать, гордо).
- Уместность усилителей (именно, очень, поистине).
- Остранение (прием фактуры).
- Пунктум (фокус неочевидного внимания).
- Сюжет отвечает задаче.
- Форма отвечает задаче.
Любой текст, который мы пишем — даже пост в "Инстаграм" — можно проштудировать на соответствие этим пятнадцати пунктам. Так мы гарантируем ему энергетический баланс и логику. При этом сервисы, которые раньше помогали копирайтерам (например, "главред"), здесь, увы, бессильны.
Обо всех 15 пунктах я буду рассказывать подробно следующие три недели в блоге.
Машины не создают литературу. Ее создают на печатной машинке
Машина может создать сюжет, но она не способна создать фактуру. Важные компоненты наших текстов — человек и его творчество. Его такт, вкус и стиль. Машина легко заменит графомана, но писателя — никогда. Задача письма находится в интуитивной плоскости. Это интеллектуальная единица, которая не чередуется с нулем.
Поэтому я абсолютно согласен с автором "Как писать хорошо" Уильямом Зиснером. Он рассуждает о письме как о даре, некой природной предрасположенности. Научиться писать хорошо можно, но можно ли научиться писать потрясающе?