Редкий случай, когда фильм оказался сильнее литературы
Подписывайтесь наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы вновь возвращаемся к проблеме т.н. «советского нуара», то есть мрачных криминальных фильмов, которые в разные годы снимались различными советскими киностудиями. Мы уже говорили о том, что в «советском нуаре» можно выделить два самостоятельных периода. Первый приходится на десятилетие, которое охватывает время со второй половины 50-ых годов по 60-ые годы («Дело пестрых» и т.д.). Второй период приходится на конец 70-ых – начало 80-ых годов («Грачи» и т.п.)
Создатель фильма, о котором мы сегодня будем говорить, оказался причастен к обоим периодам. Во-первых, в 1964 году «русский эстонец» Григорий Кроманов снимает напоминающий мистический триллер фильм «Новый нечистый из преисподней». А в 1979 году делает вольную экранизацию повести братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“»
Сразу же оговоримся, что братья Стругацкие полагали это литературное произведение «неудачным экспериментом». Что, впрочем, не мешало повести, написанной в 1966 году, пользоваться неимоверным успехом у юношества. Хотя взрослый читатель относился к «Отелю» более скептически. Дело в том, что совместить фантастику и классический детектив про «преступление в закрытой комнате» - задача не самая легкая.
Григорий Кроманов отказывается от собственно детективной линии и классической детективной традиции; он делает ставку на нуарные образы. Более того, освобождает зрителя от вопроса «кто преступник?», в значительной мере сосредоточившись на сомнениях и терзаниях, которым подвержен инспектор Глебски. Он предстает своего рода Понтием Пилатом, который «умывает руки». Однако при этом прекрасно понимает, что повинен в смерти нескольких персонажей. В данном случае можно обнаружить некоторое сходство с «Китайским кварталом» Романа Полански
Фильм очевидно следует стандартам, которые были заданы нуаром «классического периода». Сюжет не совпадает с фабулой – основное киноповествование, это воспоминания главного героя о событиях многолетней давности. Опять же в фильме присутствует закадровый голос – эти отступления делает сам Глебски (голосом Александра Демьяненко). Но куда более важным является неимоверное нагнетание атмосферы.
Повторимся, нуар строится не на страхе как таковом, а на набирающей силу безраздельной тревоге. В данном случае это достигается стараниями блистательной операторской работы Юрия Силларта и музыкального оформления, которое было создано Свеном Грюнбергом. Ожидание чего-то нехорошего буквально подкожными ощущениями охватывает вас с первых сцен фильма.
Инспектор Глебски получает вызов в отель «У погибшего альпиниста» (здесь по сюжету действительно когда-то погиб скалолаз). Однако владелец отеля понятия не имеет, кто сделал вызов. А затем отель оказывается отрезанным от внешнего мира, и именно тогда здесь случаются таинственные и пугающие события. Даже заснеженные склоны выглядят мрачными и страшащими. Что уж говорить про пространство отеля, которое активно изрезано длинными тенями?
Если говорить именно о фильме, то он несколько отличается от повести. Бесспорный плюс – великолепный актерский состав. Часть актеров явно ассоциируются с «советским нуаром». Ленту можно посмотреть хотя бы только ради игры Юри Ярвета («Филипп Траум», «Груз без маркировки», «Гибель 31-го отдела»). Опять же в криминальных фильмах часто появлялся Карлис Себрис (вспоминаем «Братьев Рико»).
Однако фильм ещё важен тем, что является центральным звеном в одной кино-цепочке. «Отель» (как стилистика фильма) в известной степени был вдохновлен польским криминальным триллером «Где третий король?» (1967). Опять же именно «Отель» можно рассматривать как источник вдохновения для советского триллера «Выкуп» (1986). А потому - смотрите и наслаждайтесь!