Найти тему

Обстоятельный разговор о правилах пребывания в небе для авиаторов или Авиация дама очень ревнивая

Я робко постучал в дверь и та тотчас открылась хотя возле двери никого не было. Поодаль в высоком прозрачном кресле сидела она – Хозяйка неба – Авиация.

Она посмотрела на меня так, будто знала, что именно я должен войти и удовлетворена тем, что не ошиблась. Поэтому разговор начался без вступления.

АВИАЦИЯ: Если Вы решили посвятить свою жизнь небу, Вы должны усвоить несколько правил, прежде чем решите, что иметь небо рабочим местом это Ваше.

Правило первое: Небо не есть нормальная среда обитания для человека, и должно быть благодарным судьбе и мне, что Вам позволено проводить некоторое время своей жизни на определённом расстоянии от земной поверхности.

Правило второе: Благодарность не есть просто чувство, но постоянная работа по повышению своего профессионального уровня. Профессионализм – это факт Вашего уважения ко мне, своим коллегам и пассажирам и условия моей к Вам благосклонности.

Правило третье: Если Вы решите делить свою профессию "пилот" ещё с чем-то не связанным небом, то моя благосклонность к Вам на этом и закончится.

Я: Как это не заниматься ещё чем-то? А как же семья? Как быть с увлечениями – спорт, путешествия, книги?

АВИАЦИЯ: Я говорю про профессию. А всё перечисленное только помогает быть профессионалом. Семья – это ответственность перед родными и близкими. Ответственность – вот то, что первое должно приходить на ум, когда говоришь Авиация. Как Вы считаете за счёт чего самолёт держится в воздухе?

Я: За счёт подъёмной силы крыла.

АВИАЦИЯ: Самолёт держится в воздухе за счёт ответственности тех, кто им управляет в небе и на земле, кто спроектировал и построил этот самолёт, кто подготовил самолёт к полёту, кто научил всех этих людей. Если бы всё зависело только от подъёмной силы крыла, то ни одной катастрофы за всю историю авиации не произошло бы, кроме тех случаев, когда это самое крыло отваливается. А семья и есть самый важный аргумент для того, чтобы ответственность имела место и имела значение для авиаторов.

Я: Но семьи бывают разные. Иная семья создаёт такие условия, что уже не то, что ответственности нет, а и просто жить не хочется.

АВИАЦИЯ: А кто заставляет человека создавать семью, в которой нет мира и гармонии? Человек сам выбирает с кем и когда связывать свою судьбу.

Я: «Когда бы мы знали наперёд…».

АВИАЦИЯ: Все всё всегда знают наперёд. Только не хотят этими знаниями пользоваться. Не хотят отличать любовь от влюблённости. Влюблённость от похоти.

Я: Можно с этого места по подробней.

АВИАЦИЯ: Судьба всегда посылает человеку его идеального спутника, и чтобы тот не ошибся посылает ему вместе с будущим спутником удачу. Но человек довольно часто по различным мелким причинам, ну там, завышенной или заниженной самооценки, мнению друзей или родственников, что ему, мол, эта пара - не пара или погулять ещё стоит, а то просто из уверенности, что у меня ещё столько таких будет, упускает идеальный вариант. А потом всю жизнь ноет, что «все бабы» или «все мужики» такие сякие. А идеальная пара — это не перчатки на вещевом оптовом рынке. Это уникальное сочетание сотен, а то и тысяч различных черт, особенностей и ценностей. Подобрать, ой, как трудно.

Я: Ну, хорошо. С тем, что хорошая семья – это важный фактор для работы пилота, ты меня убедила.

АВИАЦИЯ: Ещё одно правило я упустила. Если Вы решили посвятить авиации свою жизнь, то будьте добры обращаться ко мне на «Вы». Это позволит избежать многих неприятностей и даже проблем для репутации, карьеры, а то и жизни. Без уважения не бывает взаимоуважения. Да, и самоуважения в таком случае под вопросом. Вот, когда Вы закончите свой путь в небе, тогда мы сможем вспоминать, как «мы бывали в таких переделках, что лишь летавшему это понять» и коротко общаться на «ты».

Я: Понятно. И с семьёй мне стало всё понятно. И с ответственностью. А почему нельзя допустим заниматься бизнесом или, там, писать книги. Вспомните Экзюпери или Ричарда Баха. Они, что не соответствовали тому, чтобы называться авиаторами?

АВИАЦИЯ: Если Вы помните, то Бах писать начал, когда авиация уже практически перестала быть профессией и стала просто увлечением таким же, как и литература. К тому же ему нужно было как-то компенсировать комплекс несостоявшегося линейного пилота. А, что касается графа Антуана де Сент Экзюпери, то здесь всё сложнее. Наделённый тысячью талантов, он мог стать баловнем судьбы если бы определился с выбором, что, по сути, есть самое главное в жизни. Но слишком велики таланты его были, чтобы пожертвовать чем-то во имя единственной цели. Результат Вам известен.

Я: И я уверен, что он состоялся и как лётчик, и как писатель. А ещё как изобретатель и как общественный деятель. Стоит только вспомнить написанные им произведения…

АВИАЦИЯ: …или подумать сколько еще он мог написать. Он и раньше при всей своей любви к авиации пытался использовать её, как средство для написания своих произведений. О результатах Вам должно быть известно – серьёзные аварии, травмы едва совместимые с жизнью. Ну, а желание выполнить боевые вылеты, чтобы разобраться с депрессией, извините, это уже слишком.

Я: Но отрицать, что Авиация стала тем, чем стала благодаря и его произведениям – невозможно.

АВИАЦИЯ: Невозможно. Но также как трепетное отношение к юриспруденции не даёт права нарушать закон, так же и искренняя любовь к авиации не даёт права нарушать её правила.

Я: А как же снисхождение? Я начинаю понимать, что одна из причин гибели Экзюпери в том, что он потерял Вашу благосклонность. Не жестоко ли это?

АВИАЦИЯ: Расскажите мне пожалуйста о снисхождении к пилоту самолёта, который беззаветно любит небо, знает аэродинамику на пять с плюсом, но тем не менее выведет самолёт на углы атаки выше критического. Где в законах аэродинамики и динамики полёта есть закон о снисхождении? Я такого закона не писала.

Я: Но может ли пилот, который любит свою профессию, который знает законы пребывания в небе в принципе вывести самолёт на закритические углы атаки? Он же знает, что это нельзя делать.

АВИАЦИЯ: К моему большому сожалению – может. И причин здесь несколько. Во-первых, в небе ты никогда не сможешь уйти как угодно далеко от опасности. Чем дальше авиатор уходит от опасности одной, тем ближе он оказывается к опасности иной. Условия пребывания в небе всегда ограничены как минимум с двух сторон. Поэтому, если пилот бездумно шарахнулся от одной опасности, он столь же быстро приближается к опасности другой. Во-вторых, поговорка о том, что человек из двух бед выбирает меньшее, сильно искажает действительное положение вещей. Ну, как сильно. С точностью до наоборот. Выбирая, из двух зол, человек считает меньшим менее вероятное зло, а оно всегда является злом большим.

Я: Вот здесь совсем не понял

АВИАЦИЯ: Тогда простой пример. Вы идёте к остановке автобуса и видите, что Вам для того, чтобы успеть на автобус нужно перейти улицу на красный свет. Вы знаете, что это опасно. Но если вы этого не сделаете, то наверняка опоздаете на работу и это другая опасность. В первом случае опасность, читай «зло», попасть под колёса имеет очень серьёзные последствия для здоровья, а то и жизни, но с небольшой долей вероятности. Вторая опасность - опоздать на работу. Последствия не столь серьёзные, но вероятность практически сто процентов. Что чаще выбирает человек? То-то. Поэтому поговорка, где из двух зол человек выбирает меньшее есть ни что иное, как бахвальство.

Я: С таким подходом мы вообще не сможем оторваться от земли. Как только твоей опорой становится не твердь земная, а обычный воздух существует опасность эту опору потерять.

АВИАЦИЯ: Всё правильно - небо не есть нормальная среда обитания. Здесь невозможно съехать на обочину чтобы разобраться, что там c двигателем или тормозами. Да и просто остановить полёт, чтобы отдохнуть не получится. Здесь только постоянные усилия создают опору. Поэтому и отношение к опасности иное. Она постоянно рядом, но Вы знаете, что, следуя законам и правилам пребывания в небе Вы в безопасности. Вы также знаете, что Вы в безопасности только, следуя законам и правилам.

Я: И так каждый полёт? Изо дня в день всю лётную жизнь? Мне кажется, что это невозможно вынеси. Собраться на один полёт, следовать этому какой-то непродолжительный период не составит труда. Но в течение месяцев, лет, десятилетий находится в состоянии канатоходца, когда не то, что пол шага, а незначительное отклонение центра тяжести, влево или вправо и ты летишь в пропасть, это, по-моему, сверх человеческих возможностей. Или надорвёшься от напряжения, или изменишь своё отношение к действительности.

АВИАЦИЯ: А Вы не ставьте непосильные задачи. Кажется сложным многие-многие годы изо дня в день, из полёта в полёт обеспечивать безопасность, поставьте задачу проще – выполните безопасно только предстоящий полёт.

Я: Интересно. Это как не можешь за один раз перенести в нужное место тонну кирпичей – носи по одному?

АВИАЦИЯ: Именно.

Я: Ну, я пойду?

АВИАЦИЯ: Да. Сегодня у нас первое сентября 1973 года. Жду Вас с отчётом (Она листает календарь и задумывается) седьмого июня 2019 года.