Одилон Редон встал на путь цвета и света, когда ему было 50 лет (до этого момента в его творчестве царили уголь и литография),а имя его навсегда связано с символизмом. Даже, я бы сказала, С СИМВОЛИЗМОМ, который находится НА ЗЫБКОЙ ГРАНИ С СЮРРЕАЛИЗМОМ И АБСТРАКЦИЕЙ.
В своей пастеле "Ружеро и Анжелика" Редон обращается к одному эпизоду из рыцарского романа XVI века "Неистовый Роланд" Лудовико Ариосто: рыцарь сэр Ружеро мчится на своем гиппогрифе (полу ореле, полу лошади) спасти дочь правителя Китая Анжелику от Орка - морского чудовища, пожирающего дев. Пока она, полностью нагая, была прикована к скале, он ослепляет монстра волшебным щитом, освобождает принцессу от оков и надевает ей на палец ее же магическое кольцо, защищающее от колдовских чар, ранее у нее же украденное.
Да, этот эпизод очень похож на легенду о Персее и Андромеде, правда, в отличие от античного мифа, где герои поженились и жили долго и счастливо, здесь Анжелика после счастливого спасения покидает остров вместе с Руджеро, но не отвечает на его чувства.
В общем-то для Редона совсем не важна и не интересна сама история - она лишь задает общую тональность работе.
❗СЛОВО ВЫТЕСНЕНО ИЗ ПРОСТРАНСТВА ЖИВОПИСИ, СЮЖЕТ ЛИШИЛСЯ ГЛАВНЫХ АКЦЕНТОВ - наступила тишина и созерцание.
История словно растаяла в неясных очертаниях крохотных фигур, в условных природных фрагментах без четкой пространственной ориентации и пространственно-логического построения планов.
Для Редона немыслима узость повествовательных рамок - художник ЛИШАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОПОРЫ НА АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ, иконографического или атрибутивного плана, с населяющими европейскую культурную вселенную аллегориями, символами, эмблематическими образами (это делает понимание его работ весьма проблематичным, даже невозможным).
В юности Одилон Редон часто наблюдал за облаками, плывущими по небу в окрестностях Бордо, где он рос. Формы этих облаков навевали юноше самые фантастические видения, которые он впоследствии воплощал в своих работах.
"Мои рисунки предназначены для того, чтобы рождать предположения, а не четкие определения. Подобно музыке, они уносят в мир неопределенности." (из дневника художника)
Для Редона идея освобождения живописи от литературных элементов в первую очередь связана с ЦВЕТОСВЕТОВОЙ СТИХИЕЙ.
Крохотные фигурки проникли в цветовые и световые массы, растворились в пространстве некой красочно-декоративной субстанции - здесь и про медитативную функцию цвета, и про чистый эстетизм, даже в какой-то степени про "чистую" живопись, ибо несмотря на буйство красок и зловещее пламя огня, исторгаемое морским чудовищем - это почти абстракция, почти музыка на бумаге.
По мыли Редона подлинное произведение искусства не может строиться на литературной или философской идее, которая неизбежно превращает его в свою иллюстрацию. "Где граница литературной идеи в живописи? — Это очевидно. Литературная идея возникает каждый раз там, где отсутствует пластическое воображение" (из дневника художника)
"Я позволил своему воображению вести мою руку по бумаге, однако управлял и руководил им, этим воображением, подчиняя художественным законам, с тем, чтобы донести до зрителя - во всей полноте и увлекательности - ту неопределенность, которая лежит за пределами человеческого разума" (из дневника художника).