Найти тему
Мир вокруг нас.

Чудесное спасение.

В 1963 году произошло удивительное событие, редчайший случай во всей истории мировой авиации.
21 августа 1963 года в 8:55 утра из таллинского аэропорта Юлемисте вылетел самолёт компании "Аэрофлот". Новый пассажирский лайнер Ту-124, один из первых в своей серии, начавшей выпускаться всего год назад. Регулярный рейс по маршруту Таллин-Москва. Через несколько минут после взлёта молодому двадцатисемилетнему командиру корабля Виктору Яковлевичу Мостовому доложили о беде: в полуубранном положении заклинило переднюю опору шасси. Это означало, что нужно проводить аварийную посадку "на брюхо", предварительно выработав всё топливо. Сначала полетели обратно к Таллину, но аэропорт Юлемисте окутало туманом, и, уронив на таллинскую взлётную полосу шаровой болт, неисправный самолёт по приказу диспетчера взял курс на ленинградский аэропорт Пулково, где предполагалось сеть на грунтовку.

Пассажиры, оповещённые о том, что будет производиться аварийная посадка, старались держать себя в руках. Кто-то тихо ругался, кто-то тихо плакал, кто-то молился... Стюардесса Шурочка Александрова, весёлая и улыбчивая девушка, вела себя так, будто ничего не случилось и опасности вовсе нет, и тем предотвращала панику. Потом все будут вспоминать её, как доброго ангела. Но мало кто знает о том, что на этом рейсе среди сорока четырёх пассажиров летел никому тогда неизвестный тридцатичетырёхлетний молодой Таллинский епископ Алексий, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. И так же как все пассажиры в эти страшные минуты, глядя в окно, видел, как мимо, будто во сне, проносятся очертания Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Зимнего Дворца...

21 августа 1963 года, приводнение самолёта на Неву.
21 августа 1963 года, приводнение самолёта на Неву.

В Пулкове приготовились к спасательным работам, пригнали пожарную технику, врачей, медсестёр... Но здесь их помощь не понадобилась. В 11 часов лайнер приблизился к северной столице и на полукилометровой высоте стал совершать круги, вырабатывая топливо, чтобы при посадке не произошло воспламенения и взрыва. Одновременно члены экипажа продолжали попытки устранить поломку, для чего пробили фюзеляж и пытались с помощью шеста заставить шасси двигаться, но всё было тщетно. К полудню на восьмом круге, согласно расчётам, топливо иссякло, но тут бортмеханик признался Мостовому.
- Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна.
- Иду ещё на один круг, - сообщил на землю командир. Но во время совершения этого круга один за другим заглохли два двигателя, и стало ясно, что до Пулкова не дотянуть. Земля дала разрешение на сквозной полёт через город с тем, чтобы попытаться совершить посадку на поверхность Невы. Мостовой приказал всему экипажу идти в салон и отвлекать пассажиров разговорами, а сам взял на себя всю ответственность по посадке. Вот, настоящий мужчина! Оставалось надеяться только на его мастерство, удачу и... на Господа Бога!
И вот уже самолёт полетел над Невой, всё ниже и ниже. А молодой епископ молился, глядя в окно, о спасении самолёта, его пассажиров и экипажа, о спасении города, на который могла рухнуть летучая махина. В тот день было празднование Толгской иконы Божией Матери, и таллинский архиерей возносил мольбы ко Спасительнице рода человеческого.

21 августа 1963 года. Ленинград.
21 августа 1963 года. Ленинград.

Самолёт стремительно снижался, над Литейным мостом пролетели на высоте девяносто метров, над Большеохтинским - уже в тридцати метрах. Дальше - ювелирная работа! Лётчик по фамилии Мостовой должен был пролететь над мостами, не врезавшись не в один из них, и посадить самолёт на воду так, чтобы. слегка касаясь поверхности реки хвостом, медленно опустить корпус, чтобы он не переломился.
Мост Александра Невского в то время ещё только строился. Над ним пролетели на высоте в четыре метра, и рабочие в ужасе прыгали с лесов. Впереди оставался железнодорожный Финляндский мост - либо сесть между ним и предыдущим, либо врезаться в его мощную конструкцию...

21 августа 1963 года, Ленинград.
21 августа 1963 года, Ленинград.

Доселе история авиации знала только один случай благополучного приводнения пассажирского самолёта - 16 октября 1956 года на поверхность Тихого океана сел американский Боинг-377, все 24 пассажира и 7 членов экипажа отделались лёгкими ушибами и царапинами. Все другие приводнения заканчивались трагически.
Ведомый Виктором Мостовым Ту-124 коснулся хвостом Невы, в следующий миг ударился всем брюхом о воду, немного нырнул носом, но тотчас выпрямился и замер. Люди застыли в немом ужасе.
Когда члены экипажа под крики всеобщей радости пассажиров ворвались в кабину пилотов, они увидели, что их командир заметно поседел. Деталь театрально-киношная, но её вспоминают очевидцы.
Воздушный корабль стал плавучим. Но тотчас обнаружилась сильная течь сквозь пробоину в фюзеляже. К счастью быстро подоспели спасатели. Мимо проходил паровой буксир 1898 года постройки с командой из четырёх человек.
- Гляньте, второй Чкалов объявился! - крикнул капитан буксира Юрий Поршин.
Он подвёл своё судно к самолёту, лётчики разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Вскоре самолёт подтянули к причалу у завода "Северный пресс", там вдоль берега стояли плоты, на них легло крыло самолёта, образовав сходни, по которым можно было теперь вывести пассажиров и экипаж. Первым делом вынесли двоих детишек, затем, выходя через верхний люк, стали покидать воздушное судно остальные пассажиры. Никакой паники не было и в помине. Епископ выходил одним из последних.

Паровой буксир на фоне приводнившегося самолёта.
Паровой буксир на фоне приводнившегося самолёта.

Весть о необыкновенном событии быстро разлетелась по берегам Невы. На берегу чудом спасшихся людей встречали прохожие, а также рабочие "Северного пресса" и других соседних заводов. Когда экипаж последним ступил на берег, лётчикам и бортпроводнице рукоплескали. Но тут же из Пулкова прилетел вертолёт, и сидевший в нём строгий начальник велел всему экипажу взойти на борт вертолёта вместе с полётными документами. Лишь молодой стюард остался охранять багаж. Некоторое время пассажиры оставались на берегу, покуда за ними не приехал автобус "ПАЗ", который отвёз их в Пулково. Оттуда всех отправили в Таллин.

И ещё один подарок для любителей совпадений: завод "Северный пресс", на плоты которого выходили спасённые пассажиры, имеет в Петербурге адрес: улица Таллинская!

( По материалам Александра Юрьевича Сегеня, журнал "Русский дом" от апреля 2013 года).