В прошлую встречу мы немного коснулись темы выбора песен в репертуар. И тех ошибок, к которым ведет ошибка в выборе уже в самом исполнении.
Сегодня я немного хочу поговорить о решении песни. Но тема это – очень большая, о ней нужно будет говорить и в других текстах тоже. Поэтому сегодня я из всей этой очень большой темы возьму маленький фрагмент – исполнение классики.
Нужно сказать, что самых вредными стереотипами из всех, какие только существуют у людей про творчество, я считаю вот такие, прямо списком:
· Петь должна душа.
· Чувство подскажет правильное решение в песне.
· Исполнитель обязан прочувствовать песню, пропустить ее через себя, вжиться в судьбу лирического героя и дальше бесконечно в том же духе.
· А любое рациональное начало в деятельности творца творчество разрушает, делает настоящего творца ремесленником
Можно, конечно, продолжать в том же духе, но любой из вас может продолжить сам. А заодно и вспомните, сколько раз большинство из вас эти благоглупости повторяли сами.
Нужно понимать, что вы не в состоянии объяснить, и особенно объяснить детям что именно они должны сделать, чтобы запела душа. Нет таких приемов технических. Не лишне еще и понимать, что человек не может управлять своими чувствами и даже простыми эмоциями, зато они-то как раз наоборот – очень даже могут. И стоит дать им волю во время встречи со зрителем, считай, выступление испорчено. Если просто слова забыл – это еще семечки. Я не редко вижу, особенно в программах студенческих весен, когда зал начинает смеяться именно там, где по мысли режиссера нужно было плакать. Это как раз потому, что люди излишне доверились своим чувствам. Чувства нам врут постоянно. Чувства всегда норовят выбрать самую легкую и простую дорогу. Чувства подсовывают ощущение удовольствия там, где должно быть ощущение неудовлетворенности. Это – природа чувств. Если бы было иначе, друзья, наркомании как явления в природе бы не было. Все же понимают, что вредно, но чувства не просто врут, чувства силой заставляют людей идти за собой. И совсем не туда, куда следовало бы.
Простите за длинный текст про чувства, но это очень важно. Наша песня – творчество осмысленное. Конечно, можно сказать, что любое творчество должно быть осмысленным, но творчество с вербальной основой особенно. А в бардовской песне все еще сложней – природа бардовского театра не такая как в театре обычном. Там же персонаж действует в предлагаемых обстоятельствах. У нас человек действует сам от своего собственного лица, не прикрываясь выдуманным персонажем. Именно поэтому в авторской песне личность ценится очень высоко. И качества личности сильно влияют на восприятие творчества. Не буду примеры приводить, чтобы никого не обидеть, но вы и сами знаете, кого барды перестают любить как авторов, как только эти люди отчебучивают что-то, что не укладывается в рамки представлений о ценности личности. И, кстати, как правило, и творчество их дальше становится малоценным.
А теперь о классике. Конечно, мы – эксперты должны таять воском, когда дети поют великие песни. Но вот почему-то таем не часто. Это во времена магнитофонной культуры обычное напевание великих строк уже само по себе было явлением. Сейчас не так. Да и тогда-то тоже было не совсем так. Но прежде, чем объяснить, что и как следует делать, если уж вам пришло в голову спеть самую классическую классику, давайте посмотрим пример такого исполнения. Сестры Чеглаковы из клуба «Исток», педагог Любовь Вадимовна Осипенко.
Если вы думаете, что у девчонок какие-то проблемы с техникой исполнительской или просто день у них неудачный выдался – это вы зря. Этот дуэт прошел в лауреаты, но совсем с другой песней. И другую песню они спели просто здорово. Ну, очень интересно, во всяком случае. А здесь как-то вроде и сказать-то нечего. Почему?
Знаете, зрители же, в отличие от экспертов, не мучают себя лишними вопросами. А нам-то приходится порой задавать такие, которые кажутся людям не искушенным просто дурацкими. Но мы-то знаем, что они-то и есть самые главные. Так вот – один из самых дурацких вопросов. А что именно спели девочки? Песню Булата Окуджавы или некий стереотипный образ этой песни, существующий в головах людей, не проживших в авторской песне жизнь, глядящих на нее со стороны? Чистенько. Красиво. Точненько. И скрипочка вот даже. А ведь именно так и должна звучать песня для людей, не слишком глубоко понимающих что мы делаем, почему, зачем и ради чего. Но вот для бардов-то этого не просто мало. Для бардов это – демонстрация работы, которую нужно было сделать обязательно, но задолго до того, как девочки вышли к зрителю. Это техника. А техника – дело интимное, мы вообще не должны ее замечать, когда слушаем друг друга.
Ну, вот пример гипотетический. Представьте, что дело происходит на таком фантастическом баттле, где все поют только эту песню. Любой из экспертов… Да что там, любой исполнитель, много раз выходивший к микрофонам и зрителям может спеть эту песню сотней самых разных способов. И каждый раз это будет песня про что-то разное. Можно спеть в формате мастерской, рассказывая все, что я тут сейчас пишу – это будет одна песня, можно спеть про то, как тебя в свое время этой песней ранило – другая. Можно спеть о том, что это – реально великая песня, и жить ей еще долго после нас – будет третья песня. Не важно, какая будет песня, первая, вторая или третья. Да хоть сто сорок восьмая, важно чтобы содержание ее было бы своим собственным и важным именно сегодня в прямом диалоге со зрителем. Исполнитель должен понимать, что просто красиво повторить, что все и так знают – это искусство магнитофона. Творчество невозможно без того, чтобы не возник новый смысл или новый образ.
И решение песни – это поиск такой формы исполнения, в которой эти новые смыслы и новые образы видны. Обязательно новые. И эти новые вещи всегда связаны с одним и тем же – с личным отношением исполнителя к той песне, которую он сейчас поет. К ее готовым уже образам и смыслам. Этими образами и смыслами можно восхититься и поделиться восхищением, можно в них усомниться и поговорить со зрителем о сомнениях, можно найти новые смыслы и постараться объяснить, что мы никогда не понимали, про что это на самом деле. Это все, конечно – например. Важно, чтобы диалог со зрителем возникал не по поводу банальностей:
- А вы в курсе, что 2 Х 2 = 4?
- Я знаю это.
- Очень хорошо, что мы оба это знаем.
И ничем не помогут призывы пережить что-то там, пропустить через себя или прочувствовать. Это все бесполезно и невыполнимо. Процесс, в результате которого может появиться единственное подходящее вам решение песни называется «ПОДУМАТЬ». А в учебном процессе еще и «ПОГОВОРИТЬ». И основа таких разговоров – сомнение, скепсис. Если не с кем, нужно говорить с собой. Словами. Предложениями. Фразами. Лучше образными. Конечно, похоже на шизофрению. Но, друзья, творчество – очень близкая вещь к контролируемой шизофрении. Без нее ничего не бывает. Да и контролируемая шизофрения – не болезнь вовсе, и не опасна ни для самого человека, ни для окружающих.
Зато когда вы найдете в песне что-то именно свое собственное, и захотите об этом поговорить со зрителем, все эти ваши желанные изначально чувства и эмоции проснуться и наполнят вас искренними и очень живыми ощущениями. Ну просто ваши настоящие, а не придуманные желания неминуемо войдут в резонанс с природой. А природа щедра и отзывчива. И в отличие от придуманных чувств, не врет.
И тогда песня, которую все ваши зрителя слышали миллион раз начинает звучать по-новому. Как впервые. И тогда, даже если у вас какие-то косяки в гитаре или голосе проскочат – это песни не испортит.
Вот, кстати, пример исполнения классики, в котором все, о чем я тут рассуждал учтено и сделано. Причем сделано не броско, не выпячивая свои открытия в песне. Но с полным пониманием для чего это звучит и осмысленной работой над решением. Как говорится, сравните и оцените. Понятно, что записано специально и без зрителей. И если бы это происходило в зале, это звучало бы в разы интереснее, я надеюсь. Но и так – эту запись можно и пересмотреть и переслушать и ощущения потерянного времени не будет.
И последнее. Подумать. Поговорить – это же этапы, которые необходимо пройти, но до того, как непосредственно начнете работать с решением песни. Здесь видно и другое, как именно Полина это делает. Чуть разнообразней басовая партия, чуть разнообразнее ритм аккомпанемента. Позволяющий свободно использовать «разговорную» интонацию в голосе. Очень верно выбран темп исполнения. Это все именно для того, чтобы суметь озвучить собственные мысли и эмоции по поводу исполняемой песни. То есть и в части решения песни полагаться на какую-то интуицию, на неясные порывы души – дело бесперспективное. Это просто работа. А вот само творчество – это момент исполнения. И лучше всего, если зрителю.
Собственно, это на сегодня все. Завтра поговорим о технических вариантах решения. И удачных и неудачных. Но закончить я хочу все же песней. Возможно, не в тему. Но раз уж я много объяснял на неудачном примере сестер Чеглаковых, я просто обязан как честный человек поставить и пример их удачной работы. Ну, просто, чтобы девчонки не расстроились. Это будет правильно. Они же, на самом деле-то большие умницы. А вот о том, в чем именно их удача в этой песне я предлагаю вам поразмышлять самостоятельно и даже написать в комментариях. Этим вы мне сильно облегчите и работу, и жизнь.
Да и вообще, друзья, в таких беседах обратная связь просто жизненно необходима. Если у вас вдруг сегодня не возникло чувства протеста или больших сомнений в моей правоте, я буду крайне удивлен. С первой попытки подобное знание еще никому не заходило. Так что очень жду комментариев, вопросов и любой вашей активности.
P.S.
Друзья, хочется напомнить, то, что вы только что прочли - одна из небольшого цикла бесед о песенном творчестве по итогам первого прослушивания фестиваля "Зеленая карета" в фестивальном центре Пермь. Для тех, кому этот текст показался интересным, я хочу дать возможность простого доступа к остальным прямо отсюда, чтобы не искать по каналу.
Во-первых, все тексты цикла можно найти по хэштэгу #юные барды
Ну а можно по прямым ссылкам в нужном порядке:
1. Первый вводный текст со странноватым названием "Как ваше здоровье? Не дождетесь" Этот текст носит скорее административную функцию, но там немного о том, зачем все это нужно не участникам фестиваля, а нам - экспертам.
2. Второй текст рассказывает о тонкостях вопроса выбора репертуара для начинающих исполнителей. Это вопрос, о который ломаются очень многие педагоги тоже. Статья называется "Зачем и почему"
3. Ну в третьем тексте вы находитесь сейчас, о нем вы уже знаете все.
4. Четвертый текст очень важен. Дело в том, что большинство и исполнителей, и педагогов свято верят в такую метафизическую чушь, как вдохновение, необходимость пережить песню или там пропустить через себя. В статье говорится о возможном балансе между работой над песней и верой в собственную интуицию. Она так и называется: "Интуиция или Понимание"
5. Пятый текст посвящен присвоению, техническому приему, позволяющему исполнителю обрести свободу и осмысленность своей работы. Собственно, и сама статья называется "Присвоение"
6. Ну и последний на сегодня текст называется "Хорошо и хорошо весьма". Эта библейская формула использована, чтобы проанализировать безусловные удачи и показать, за счет чего дети-исполнители получили такие результаты.