Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Право на злость

Оглавление

Психология выделяет множество базовых эмоций человека, и лишь 2 из них общество считает приемлемыми: радость и интерес. Остальные: страх, гнев, вина, отвращение, презрение (можно включить и зависть) – показывать нельзя, и на то существуют свои причины.

Причем что самое важное - родители запрещают своим детям показывать эти эмоции с самого детства. Ребенок вырастает, превращается во взрослого, который не знает, как управлять своими эмоциями, не понимает, что он на самом деле испытывает и все прячет внутри себя.

В идеальном случае выдвигается гипотеза, что у взрослой личности вместе с мозгом и телом произошло вызревание механизмов распознавания, обработки и вывода продуктов распада, образованных, когда эмоции контактировали с хрупкой психикой и опытом.

Этого идеала никогда не достичь, впрочем, ладно – взрослый он и есть взрослый – самостоятельно принимает решения и отвечает за это. Но что же происходит у ребенка?

У детей эмоции проявляются и обрабатываются соответственно тому, как развиваются дети, другими словами, завтра лучше, чем вчера.

Ребенок обладает теми же эмоциями, что и взрослый, только сырыми, чистыми. Управление эмоциями у взрослого происходит по кругу «ситуация – рождение эмоции – обнаружение – обработка в приемлемый вид – трансляция наружу или присвоение – ответ с внешней или внутренней стороны». У детей же обработка, зависящая еще и от возраста, находится в зачатке либо недостаточно развита.

В этом случае прослеживается прямая связь с тем, как развиты высшие структуры мозга, по разным точкам зрения созревающие к двадцати, а то и к двадцати пяти годам. Это не означает, что четырнадцатилетний подросток не отдает себе отчета в том, как он проявляет себя эмоционально. Отдает, но чуть позже после реагирования и трансляции эмоций во внешний мир. Данный тонкий механизм приема и передачи эмоций постоянно развивается, на следующем этапе он будет обновлен, но также еще не до конца дозреет.

Что это означает для мамы и папы?

В первую очередь, дети не способны сделать, как взрослые, и это не зависит от того, какое количество раз ребенку это было сказано – ему пока нечем пользоваться. Если возможно это учесть, то реакция будет не столь болезненна для всех. Это и хорошо, и одновременно плохо, так как дети хотят делать, как взрослые, подражают им (даже если об этом не подозревать).

Следовательно, можно сделать вывод: как сами взрослые проявляют гнев, страх, любовь, так будет и ребенок. Для эмоционального взросления ребенка требуется определенная среда. Ему нужно безопасное место, чтобы проявлять все свои эмоции. Ему с ними одному справиться сложно.

Безопасное пространство – значит с взрослой проработкой эмоций и возвратом уже в понятной для ребенка форме. Другими словами, игнорировать запрещено, отвержение, обесценивание, ругань – тоже не лучшие помощники. Зачастую взрослые с радостью хвалят положительные чувства и эмоции ребенка, а когда возникает негатив, то говорят прекратить это или справиться с этим самому.

Вопрос: как? Кто-то этому научил ребенка?

Страх и раздражение, накатывающие на взрослого в ситуации, когда его ребенок злится, показывает нелюбовь, гневается, являются обычно страхом из своего же опыта, который к этой ситуации не имеет никакого отношения. Если сам не способен, не знаешь, как, поставил запрет на проявление эмоций, то невозможно разрешить это другому, став для него контейнером.

Проживая в семье родителей до того, как ребенок повзрослеет и станет жить отдельно, он решает собственные задачи, которые связаны с саморазвитием. Задачи мамы и папы, которые связаны с их опытом, навыками, надеждами, рекомендуется решать самим, не привлекая к этому своего любимого, еще не повзрослевшего, ребенка.

Первые в России медитации от дипломированного врача, психосоматолога, основанные на научном подходе. Это настоящие медитации, дающие настоящий результат.

© Екатерина Тур, 2020-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.