Этот неоднозначный вопрос мучает как многих сотрудников, сталкивающихся со сложными жизненными ситуациями, так и работодателей, обеспокоенных результативностью покупаемого ими труда.
Справедливо будет утверждать, что время работника принадлежит работодателю. Однако жизнь намного сложнее этого постулата и случаются ситуации, не подходящие под данное правило: болезнь ребенка, смерть близкого, ДТП, пожар дома — все эти происшествия могут вклиниться в налаженный рабочий ритм. Примеры могут быть не такими устрашающими и гораздо более тривиальными, тем не менее, сложно игнорировать тот факт, что иногда у сотрудника возникают ситуации, которые необходимо немедленно решить. Можно следовать “строгой букве закона” и рабочим регламентам, а можно иногда поступиться этими правилами ради благожелательного климата в коллективе. Не идти на компромисс в определенных моментах — значит заведомо формировать негативное отношение к себе как к руководителю. Например, исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru в результате различных опросов выяснил, что возможность иногда отвлечься от процесса работы и решить личную проблему намного повышает продуктивность труда. Если сотрудник весьма удручен своим положением, каким-то личным вопросом, то ему будет очень сложно сфокусироваться на рабочих задачах и влиться в совместный поток деятельности. Необходимо предоставить человеку шанс и свободное время разобраться с отвлекающими его факторами. И тогда вероятность, что после завершения своих вопросов он начнет работать продуктивно, намного повышается. Более того, акт понимания и милосердия со стороны работодателя не останется незамеченным и работник из чувства благодарности будет стремиться быть еще эффективнее. Многие сотрудники признаются, что если им позволяют выделять часть рабочего времени на персональные дела, то это благотворно влияет на настрой.
Тем не менее, должна быть определенная ясность в понимании того, сколько рабочего времени может работник использовать в личных целях. В особых жизненных обстоятельствах, требующих участия сотрудника, допустимо освободить его от рабочей деятельности. С его стороны должны быть объяснения сути ситуации и важности его вмешательства. Но если подобные инциденты повторяются с завидной регулярностью с целью использования времени работы в личных целях, то нужно поставить границы такому поведению.
Возникает следующий вопрос: как быть уверенным в том, что сотрудники, находящиеся на рабочем месте, используют время на благо компании и исключительно сосредоточены на работе? Большинство покупок в интернет-магазинах осуществляется с рабочего компьютера. Одно исследование выявило, что пик онлайновых покупок на сайтах приходится на период 13–15 часов — в традиционное время обеденного перерыва. Всем известен факт того, что основная масса офисных служащих пользуются доступом в Интернет на работе в личных целях. О чем это говорит? О том, что значительная часть оплаченного работодателем времени расходуется впустую и не приносит пользы. Весьма невыгодными для работодателя являются “никотиновые” сотрудники, которые несколько раз в день, отвлекаясь от работы, собираются в группки, обсуждают новости и курят. Процесс “перекура” может занимать не более 10 минут, но если учесть, что он организовывается несколько раз в день (от трех до шести раз), то потеря времени насчитывается колоссальная. Руководители компаний нередко застают своих подчиненных за компьютерными играми либо на иных развлекательных сайтах. Соответственно, если такая проблема имеет систематический характер, то возникает необходимость принятия конкретных мер.