Мой канал посвящён в основном отечественному кино, но забывать лучшее, что было в мировом кинематографе тоже не хочется. Канал уже рассказывал о "10 лучших фильмах режиссёра №1 иностранного кино" - шведа Ингмара Бергмана, но, на мой взгляд, и как это многим не покажется странным - наиболее близким к нам по духу - по теплоте и нравственному заряду - является старый добрый американский синематограф. И, прежде всего, многочисленные (я посмотрел за свою жизнь 23 из них) фильмы гиганта штатовской режиссёрской школы - Уильяма Уайлера.
Из его работ наиболее всего известен знаменитый и прекрасный во всех отношениях фильм "Римские каникулы", но есть в его режиссёрском "багаже" не менее значительные шедевры. Посмотрим же - что это было.
Если в двух словах выразить суть творчества Уайлера, то это будет: «драма благородства». Если в четырёх: «Достоверная драма реального благородства».
Больше всего внимание режиссёра занимало то, как люди, обладающие внутренним достоинством и честью - а это есть настоящая элита общества - выживают или не выживают в современном или почти современном мире. В этом смысле Уайлер есть элитарный режиссёр, хотя его фильмы и просты по форме, и всегда понятны по содержанию ("всё гениальное просто" - это про него). Образно сравнивая значимость режиссёров с вершинами гор, можно сказать, что американский классик является одним из немногих в истории кино восьмитысячником.
В его картинах - просто выдающаяся "проработка характеров". Характеров всегда неординарных, сложных, больших, объёмных. В этом отношении Уайлера тоже мало с кем можно сравнить в зарубежном кино. И этим тоже его картины больше всего напоминают хорошие наши.
Стезя Уайлера – лучшее и лучшие. Когда в его фильмах присутствовали мудрые, чистые сердцем, достойные, сильные духом персонажи, кино американского режиссёра поднималось на невиданную для того времени высоту (а уж для сегодняшнего времени - тем более). Кино не суетливое, степенное, выверенное, красивое не фальшивой красотой, достойное и мудрое, как и его главные герои. И что чрезвычайно важно - то прекрасное, что мы видим на экране, не было высосано из пальца, а кажется поднятым прямо с поверхности нашей бренной земли.
После фильмов Уайлера современное кино кажется примитивным и убогим (потому что человек в нём примитивен и убог, потому что жизнь в нём примитивна и убога).
А насколько ценился этот творец уже при жизни! Уайлер чаще всех выдвигался на "Оскар" как "лучший режиссёр" - 12 раз. Трижды его фильмы награждались как "лучшие" - и это единственный случай в истории "Академии кинематографических искусств и наук". И ещё 13 его картин номинировались в той же категории - и это больше, чем у какого-либо другого кинорежиссёра.
По фильмам Уайлера больше всего актёров было удостоено номинаций на «Оскар» - тридцать шесть. Четырнадцать из них завоевали «Оскар», это также рекорд.
Эти трое (1936 г.)
Уайлер снимал кино с 20-ых годов прошлого века, но первым по-настоящему значительным фильмом стала драма "Эти трое" 1936 года.
Это только кажется, что в то время кино было на примитивном уровне. На самом деле, даже сейчас оно смотрится вполне современно, особенно в реставрированном виде.
Но надо было ещё суметь снять так, что здесь, например, при просмотре временами просто нутро переворачивает. Кажется, Уайлер отдавал своим фильмам всю душу, настолько проникновенно, эмоционально они сняты.
Весь смысл фильма сконцентрирован на действиях зла и его последствиях. Даже если бес вселится всего лишь в маленькую девочку, это грозит разрушением всего вокруг. Особенно если тирания чертёнка поощряется равнодушием одних и страхом других. Как мало нужно, чтобы сломать жизнь окружающих. Как хрупок наш мир. Как он бывает беззащитен перед, казалось бы, незначительным злом.
Додсворт (1936 г.)
Ещё один фильм 1936 года, в котором практически никаких скидок на время создания его делать не надо.
Абсолютно ясный взгляд на семейные отношения двух немолодых супругов-миллионеров. Взгляд - никакой не "объективный", никакой не "субъективный", а именно абсолютный. Не замутнённый, не искажённый, не приспосабливающийся к чему бы то ни было, не критический какой, а именно ясный.
Неординарный образ супруга – он хоть и миллионер, хоть и богач, хоть и бизнес-фанат, но – человек благородный, мудрый, возвышенный, увлечённый, даже поэтичный. Супруга более стандартна – капризная, пустая, взбалмошная (но всё это не карикатурно, не утрированно), переменчивая, с иногда просыпающейся совестью женщина средних лет. И оба – удивительно правдоподобны.
И получают они в конце концов то, что заслужили – жена после своих долгих «романтичных» загулов без мужа адекватную своей натуре пустоту, муж после долгих с ней мучений и няньчиней - то, что он единственно желал в своей жизни – душевное спокойствие, захватывающий проект работы и верную, любящую подругу жизни.
Окружающий мир вокруг - лишь отражение твоего внутреннего мира.
Двойной по значению конец в фильме – несчастный для неё и счастливый для него. Если рассматривать картину как притчу (а всё творчество Уайлера можно назвать про-библейским сборником притч), то конец безусловно правильный.
Иезавель (1938 г.)
В этой ленте Уайлер замахнулся на библейскую Иезавель с её высокомерием, настойчивостью, жестокостью. Но он идёт дальше библейской притчи – его «Иезавель» настолько большая и сильная личность, что способна не только на женские капризы и своенравие, на непреклонное следование велениям своей гордыни, она – обладательница огромной любви, она – способна на полное самопожертвование.
Эту героиню шекспировского масштаба великолепно сыграла Бетт Дэвис, актриса, которая наряду с Кэтрин Хепбёрн была признана Американским институтом кино величайшей в истории Голливуда.
Маленькие лисички (1941 г.)
Сильнейшее припечатывание цинизма, алчности и бессердечия. Краски сгущены, конечно - чёрное к чёрному, светлое к светлому, но некоторое упрощение персонажей было необходимо для поставленной режиссёром цели. Тем более - карикатур не получилось, а получились правдоподобные образы.
Главное, фильм не примитивен - наоборот - ощущение, что посмотрел пьесу американского Островского в академическом театре с превосходными артистами или послушал симфонию со сменой лёгких и драматических частей классического композитора, исполненную на самых разных инструментах.
Очевидно, что Уайлер черпает знания Оттуда и об этом говорит не только цитата из Библии о лисицах, как в этом фильме, например. Это видно по тому, как и что режиссёр вещает с экрана. И получает он Оттуда не только видение мира, но и вдохновение. Потому что такое мастерство и настроение, с каким снята картина, даётся только свыше.
Бетт Дэвис здесь сыграла персонаж более одномерный, чем в "Иезавели". Но можно назвать её героиню - "леди Макбет американского уезда", и это будет достаточно для оценки её роли.
Лучшие годы нашей жизни (1946 г.)
Образцовый пример показа тяжёлых времён, особенно тяжёлых для людей, вернувшихся с войны и ставших по сути изгоями общества. Причём в фильме, снятом в эти самые времена - времена послевоенной депрессии, когда даже в кинематографе страны царил тёмный нуар. Уайлер не оказался в числе нуаровских слабаков, отражающих настроение большинства и снимающих кино в тон его настроения, а в отличие от них поведал миру светлые его стороны, не превращая в то же время его в сказочный.
«Лучшие годы нашей жизни» - самая настоящая реалистичная драма с описанием реальных тяжёлых судеб (в одной из главных ролей сыграл инвалид, непрофессионал, а весь вспомогательный состав съемочной группы был набран из настоящих ветеранов Второй мировой войны, например). Но странное дело – от такого показа тяжести становится легко на душе. Умение найти даже в самых тёмных сторонах существования человека и общества действительно горящий свет – на это способен только очень талантливый художник с большой и ясной душой.
Три очень разных героя, связанные между собой общностью военного прошлого, показаны с огромной любовью, сочувствием и пониманием. Каждый из них обрисован с самых разных сторон, со всеми недостатками и достоинствами. Получившиеся таким образом объёмные образы позволяют нам то посмеяться над ними, то в чём-то осудить, то посочувствовать. Главное, они предстают перед нами словно живые, невыдуманные. И за их сюжетными передрягами очень интересно следить.
Жизнь прожить – не поле перейти. Жизнь прожить - фильм Уайлера посмотреть. Дабы и ленты его короткими не назовёшь – эта аж три часа идёт. Но как быстро проходят мгновения таймера!
Обратил внимание на такую вещь – в лучших картинах Уайлера не обходится без комичных ситуаций и сценок, без юмора в отдельных эпизодах. Часто с них фильмы и начинаются у него. Они задают тот тон, то настроение, с которым смотришь и дальше. Приподнятость духа, душевную радость и лёгкость на сердце - от подтверждения высоких истин, от лицезрения реального человека во всей его красе, от переданного режиссёром оптимистического восприятия жизни (и это несмотря на часто противоположные окончания его фильмов – «счастливый конец» / «несчастливый конец») - то главное, что получаешь от искусства американского классика.
Посмотришь лучшие фильмы Уайлера и поймёшь - лучшие годы нашей жизни это те, в которых живёшь сейчас.
Наследница (1949 г.)
Трагедия благородства. Добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Никогда ещё так наглядно и с такой убедительностью, имхо, на киноэкране не было показано как понятия чести и достоинства, выработанные людьми (и выработанные в людях, что важнее), могут погубить любовь и, как следствие, человеческие жизни. Потому что люди часто не понимают, что естественные, чистые отношения и чувства выше всяких понятий, даже самых благородных.
Герои ленты близки лично мне. А ситуация в фильме во многом повторяет историю моей семьи. До определённой «точки невозврата». Мы преодолели эту точку. В картине этого не произошло. Но надо учитывать время действия картины – середина 19-го века, когда многие люди ещё жили понятиями чести и достоинства.
Детективная история (1951 г.)
Судя по названию кажется, что фильм - обычный детектив. На самом деле – потрясающая психологическая драма, трагедия нью-йоркского детектива. У которого при всей его честности сказываются звериные гены отца. Борьба его с преступным миром и тем миром, который он считает преступным, бескомпромиссна и беспощадна. Он глубоко страдает от собственной дикой сущности, но ничего поделать с ней не может.
И эта трагедия в фильме разворачивается на маленьком пяточке обычного полицейского участка Нью-Йорка. Почти всё действие происходит в одном помещении – «приёмной» этого участка, через которую, как в прямом эфире в течении чуть больше полутора часов экранного времени проходит несколько только что пойманных преступников и «сопутствующие им лица». Галерея выразительнейших, разнохарактерных уголовников, адвокатов, полицейских, пострадавших - является настоящим украшением картины Уайлера.
Почти во всех фильмах Уильяма Уайлера действие, в основном, развивается на ограниченных участках, чаще всего в каком-нибудь отдельном доме. Но на крохотном кусочке нашей планеты Уайлеру удаётся создавать модель всего мира во всём его многообразии, выходить на уровень глобальных проблем бытия человека.
Кэрри (1952 г.)
А это уже трагедия любви. Любовь - вещь самоценная. Она несёт с собой всё что угодно - и отвратительное, и прекрасное. Она возносит и губит одновременно. Дарит счастье и тут же его отнимает. Она может ввергнуть в материальную бедность и даже нищету, привести человека к физической гибели. Вот только к бедности души она никогда не приведёт. Она вообще к бедным душам не пристаёт. Нищих духом (не в евангельском смысле) она обходит стороной. И это чувство - то, ради чего стоит жить, рискнув всем. Без любви счастья будет больше - стоило Кэрри бросить любимого, как она познала головокружительный успех и материальный достаток, но - пожалела об этом. В ком любовь не правит бал - получает счастья вал. Любовь же есть самопожертвование.
По роману Теодора Драйзера "Сестра Кэрри".
Римские каникулы (1953 г.)
И вот мы подобрались к самому знаменитому фильму Уайлера - "Римские каникулы". Обычно к этой картине довольно легкомысленное отношение - вроде как к развлекательному фильму. Однако, на мой взгляд, он далеко не такой. Или - не только такой.
«Римские каникулы» - это не только и не столько романтическая сказочка для взрослых (да и в какой сказке жертвуется счастьем главных героев?), этот шедевр американского режиссёра – гимн-вера в лучшие, идеальные, небесные качества человека и констатация непреложных истин его существования, фильм, созданный на живом материале окружающей действительности, но с вкрапленной в неё нарочито выдуманной истории.
Истории, в которой выделяются две очень серьёзные мысли:
- Внешняя свобода является обязательным условием зарождения внутренней свободы человека. Убежав из своей золотой клетки, где главная героиня чувствовала и вела себя как загнанный дрессированный зверёк, подышав вольным воздухом, пожив исполнением собственных желаний, познакомившись и пообщавшись с самыми разными людьми, испытав любовь наконец, принцесса возвращается во дворец свободной и волевой повелительницей, свободно выбравшей долг вместо личного счастья. И мы видим в конце по наворачивающимся слезам у неё на глазах при взгляде на любимого, как ей тяжело это далось.
- Красота - это страшная сила. Красота действительно спасает мир. Мы видим на протяжении всего фильма, насколько внутренняя красота принцессы, передающаяся и на её внешность (ведь Одри Хепбёрн не очень красива чертами лица, но она очень красива своим обликом, ликом), поразительно и положительно влияет на встретившихся ей людей, буквально преображая их. Непосредственность, благородство, доверчивость, обаяние чистоты героини Хепбёрн не могут не оказывать воздействие в лучшую сторону на окружающих. Это не сказка – это правда. Такое мы и сами можем (если захотим) наблюдать в жизни. Поэтому превращение прагматичного журналюги-прощелыги в исполнении Грегори Пека в честного человека не удивительно – красота и любовь действительно совершенствуют качества человека.
Дружеское увещевание (1956 г.)
Души отрада. Легко на сердце от "песни весёлой". Смеялся при просмотре этого фильма даже больше, чем на иных комедиях. Больше от радости соприкосновения с Правдой. Той, которой мало на земле, но много - много выше. Поверхности земли. Но и от простого юмора, которого здесь тоже в избытке.
О том, что совесть часто говорит совсем иное, чем "истины" некоторых религиозных конфессий. О том, что человек должен жить естественной, внутренне свободной жизнью, а не слепо следовать предписаниям той среды, в которой он вырос.
Необыкновенно ясный, светлый, лёгкий по духу и свободный фильм. Очень интересные персонажи, включая и животных, которые тоже играют главные роли. Лечебная и стимулирующая картина.
Фильм получил главный приз - "Золотую Пальмовую ветвь" - на самом престижном мировом кинофестивале - Каннском.
Большая страна (1958 г.)
Большой, велико-лепный кинороман Уильяма Уайлера. Большой по длительности, сюжетному размаху, объёму представленных характеров, стилю, наконец. Великий по драматизму выкопанного из недр истории Америки правдивого эпоса. Лепный по мастерству съёмок и ходу повествования.
Наслаждение просто от лицезрения многочисленных ярких персонажей и естественных для каждого из них поступков. Возвышение от мудрого, благородного, объективного взгляда режиссёра на реалии Дикого Запада 19 века, на реалии человеческого сосуществования вообще. Учёба (или повторение пройденного) поведению в различных бытовых и экстремальных ситуациях, возникающих в этой исторической картине, но аналоги которых возникают и в нашей жизни.
Честно говоря, влюбился в фильм с самого начала просмотра - с первыми аккордами известной музыкальной темы.
Бен-Гур (1959 г.)
"Псевдо-исторический блокбастер", "зрелищный, развлекательный фильм, не несущий смысловую нагрузку", "дурман американской киноиндустрии"... Эти определения картины стали общим местом в своё время. Или, с другой стороны: "как-то стыдно киноману с тонким вкусом обращать внимание на эту голливудскую поделку".
А если разобраться? Первое, что приходит на ум после просмотра более чем трёхчасового действия - а такой ли уж он зрелищный? Да, есть головокружительные гонки на колесницах, да... а что ещё - "да"? Короткий бой на галерах, парадный вход легионов в Рим. Не слишком ли мало для развлекательного кино? Нет даже ни одной (!) схватки на мечах, ни одного массового сражения, которые обычно заполняют исторические блокбастеры на римскую тематику. Мне кажется, любителю поразвлечься фильм должен показаться, в целом, просто скучным. И, наоборот, картину заполняют драматические коллизии людей и наций, прекрасно выраженные выдающимся мастером кино Уильямом Уайлером.
Действие фильма происходит на фоне появления христианства в Иудее. Но главное - не фон - главное, что у героев фильма зарождается христианское мировоззрение в умах, Христос входит в души людей и управляет ими. За веру в Него Богочеловек дарует здоровье и жизнь (чудесное выздоровление сестры и матери Бен Гура от проказы). Вот чего не могла простить авторам картины советская пропагандистская машина и воспитанная ей прогрессивная кинокритика.
Отмечу ещё победу христианской "Божьей воли" над римскими "судьбой и богами" (вот где разворачивались настоящие сражения в фильме). И очень тонкий, благоговейный показ Иисуса Христа - не проронивший ни слова в течение всего действия и не показанный в лицо, но постоянно присутствующий где-то рядом и оказывающий огромное воздействие на людей.
Как украсть миллион (1966 г.)
Тоже очень известный фильм Уильяма Уайлера. «Как украсть миллион» - не про ограбление, а про ум/глупость, жадность/бескорыстие, ценное/бесценное. И, конечно, про любовь. Не про воров и профессиональную уголовщину, и тем более не их вольное/невольное апологетику/восхваление, как часто выходит у некоторых, даже культовых режиссёров, а про безрассудство поступков достойных людей и всё остальное, что влечёт за собой главное и ни с чем не сравнимое чувство. Впрочем, другого и не стоит ожидать от фильмов УильЯма нашего Уайлера. Только вот удивляет лёгкость и прозрачность этой ленты, необыкновенные даже для сего американского тяжеловеса. Пожалуй, легче-яснее, чем здесь и быть не может. В этой жизни. Бывает легче, но лишь на небесах. А фильм ведёт к райскому настроению. И в этом его ценность/бесценность.
И такую уайлеровскою невесомость красоты не подделаешь, в отличие от картин, скопированных парижским антикваром в фильме - Уайлер уникален.
Освобождение Л. Б. Джонса (1970 г.)
Реализм высшего порядка. Особенно актуален сегодня. Такую мощь содержания и фатальный трагизм действительности юга США я ощущал, лишь читая Фолкнера.
Полное имя главного героя – Лорд Байрон Джонс, и первые два слова не случайны.
Да - иногда человек освобождается, отдавая свою жизнь - свобода важнее жизни.
Последний фильм Уильяма Уайлера. Думаю - одна из его вершин.
Возможно, я вспомнил не все вершины творчества великого американского режиссёра. Но, надеюсь, более-менее подробно обрисовал суть его кино, как я его понимаю. Спасибо за внимание и ваше понимание!