Заканчивается четверть, пришла пора контрольных работ.
Как выглядит обычная контрольная работа, например, по физике? Как правило, это 5-6 не очень сложных задач из Рымкевича, Пёрышкина или (чем Чёрт ни шутит) Иродова.
Вот, для чего проводится контрольная работа? Чтобы проверить, какие знания остались в головах детей, так? Значит, задания должны быть максимально информативными. Желательно такими, чтобы по ответу ученика можно было восстановить всю цепочку его рассуждений. (Ну, это если он не списывает.)
В общем-то, классическая контрольная работа с задачками этому вполне отвечает. Более того, при решении полноценной задачи ученику приходится пройти огромное количество этапов (о чём я писал ранее), поэтому можно точно установить, на каком конкретно этапе возникла проблема.
Это же и серьёзный недостаток: если ученик делает ошибку на первых этапах решения задачи, то до дальнейших он просто не доходит. А значит, и проверка знаний будет ограничена только началом задачи.
У такой контрольной работы есть ещё одна проблема - её проверка. Чтобы понять, в чём именно возникла ошибка, нужно детально разбирать работу каждого ученика. Учителя прекрасно знают, сколько усилий на это надо потратить. Это не говоря уж о том, сколько времени потребуется детям, чтобы решить эти задания.
А что если заменить большие и громоздкие задачи короткими простыми тестами? Такими, которые проверяют одно маленькое умение, а не весь комплекс знаний. Уже сто раз пытались - скажете? Ну да, но это как посмотреть. Давайте сделаем такой тест, в котором любой ответ может дать максимум информации, а каждое задание будет на столько примитивным, на сколько это возможно. Так мы сможем не только проверить работу ребёнка на каждом этапе, но и в большой степени автоматизировать эту проверку.
Я всю систему заданий такого типа здесь выкладывать уж не буду, а просто проиллюстрирую, и на этом примере покажу, что я имею в виду: "Найти проекции вектора"
Каждый ответ ученика может дать информацию о том, как он думал и на что смотрел: "1" или "2" - координата начала вектора, "5" или "7" - координата конца, и так далее. Главное, чтобы ответы, которые получает ученик, думая неправильно, выглядели довольно правдоподобно, чтобы, при ошибочных вычислениях не получалось дробного или другого страшновыглядящего результата. Вот так примерно:
Учителя всё равно более или менее знают все типовые ошибки, поэтому подготовить ловушечные ответы можно почти к каждой теме. Ну и раз уж мы заранее знаем, какие ответы дадут дети, эту обработку можно проводить и автоматически (что очень хорошо для дистанционки и прочих профанаций - хоть какая-то польза), например, в виде онлайн-форм или ещё какого сервиса. Тут надо учесть, что генератор заданий со случайными числами не очень поможет, ибо числа должны быть очень неслучайными.
Кстати, это совсем не означает, что нужно выкинуть полноценные задачи и забыть про них. Очень полезно знать не только, как ребёнок справляется с каждым этапом в отдельности, но и может последовательно их преодолеть. Но это уже вручную проверять.
И знаете, что у нас получается? Догадались уже? Это ведь ЕГЭ.