Правительницы-воительницы, победившие и проигравшие
Может ли женщина возглавлять страну, мы уже обсуждали. Великих королев в истории было достаточно, они успешно справлялись и с политикой и с экономикой и с дворцовыми интригами. Но когда государству угрожала опасность, монархиням зачастую приходилось выходить замуж или уступать трон мужчинам-воинам… Или сражаться до последней капли крови, защищая страну и подданных. Знаете ли вы имена отважных воительниц?
Яд скорпиона
Судьба Боудикки, властительницы бриттов намертво связана с трагедией, погубившей вольных кельтов. Муж царицы, храбрец Прасутаг, перед смертью сделал римского императора наследником своих земель наравне с двумя дочерями – сыновей у него не было. Так поступали многие цари, рассчитывая на покровительство Империи.
Увы, император Нерон решил воспользоваться моментом, чтобы усмирить гордый народ. Он приказал занять земли Прасутага и изъять королевскую казну. Ретивые чиновники переусердствовали – Боудикку публично выпороли на площади, а над юными царевнами надругались легионеры. Неудивительно, что царица возжелала мести.
В 61 году Н.Э. Боудикка подняла восстание – одно из самых кровавых в римской истории. В жестокости разгневанную царицу превзошел разве что Атилла. Кельтские отряды огнем и мечом прошлись по Британии, заняв Лондиниум и другие латинские города. Римлян от мала до велика казнили самыми жестокими способами, Боудикка не брала пленных.
Навстречу кельтам выдвинулся римский претор Гай Светоний. У него было лишь 10000 воинов, в то время как Боудикка, по сведениям историка Тацита, собрала более 230000. Казалось, что бритты обречены на победу.
Римлян спасли две вещи – строй щитов и великолепная римская дорога, вымощенная булыжником и окруженная плотным лесом. Легионеры буквально в капусту изрубили беспечных восставших, уничтожив более 80000 человек. Боудикка, обещавшая подданным легкую победу, отравилась ядом болиголова. А провинция на несколько веков стала римской.
Железная леди Мерсии
Этельфледа - первая правящая королева Британских островов, добившаяся власти благодаря личным качествам, защитница государства от свирепых викингов и алчных ирландцев. Она была первородной дочерью Альфреда Великого, сестрой Эдуарда Старшего и женой Этельреда Мерсийского.
Если бы законы позволяли женщинам править, она бы имела шансы заполучить престол всей Англии – в отличие от братьев Этельфледа научилась читать, изучала иностранные языки и тянулась к знаниям, как и Альфред. Но и на престоле Мерсии она неплохо устроилась.
Войдя в возраст (Этельфледа была выдана замуж подростком) она понемногу отстранила от власти своего мужа и начала править сама. Пока Этельред совершал военные рейды и сбрасывал викингов в море, его супруга строила крепости, собирала налоги и договаривалась с олдерменами. Неудивительно, что после смерти короля витенагемот (народное собрание) признал Этельфледу правительницей. Естественно, одной из причин избрания стало нежелание подчиняться ее брату Эдуарду, но и личные достоинства Леди Мерсии сыграли не последнюю роль.
Когда викинги снова загрохотали мечами на границах, Этельфледа ничтоже сумняшеся подняла войска, возглавила их как полководец и разбила три армии подле Дерби, а затем захватила город. Она построила и укрепила более 10 крепостей, занялась защитой торговых путей и форпостами на побережьях, создавала оборонительные союзы с шотландцами и нортумбрийцами. И единственное, что остановило железную леди – внезапная смерть. Как и ее брат Эдуард, Этельфледа унаследовала от отца болезнь Крона, а лечить этот недуг врачи и по сей день не особенно могут.
Русудан
Грузинская царица прожила своей век в тени великой матери Тамары. Ее не готовили в наследницы престола – у Тамары был сын Георгий Лаша, хороший правитель, способный продолжить завоевания предков. Но, увы, вместе с разумом и мудростью Георгий унаследовал от матери яростное упрямство.
Молодой царь влюбился в жену телохранителя, увел ее у мужа, прижил сына Давида Улу, и знать не желал других женщин. Впрочем, Георгий хорошо правил страной, и собирался отправиться в Крестовый поход, отбивать Иерусалим у неверных… но был ранен в стычке с монголами и погиб. Русудан пришлось взойти на престол.
В тот же год царица вышла замуж – за внука сельджукского султана, Мухаммада Туркан-Шаха, принявшего в крещении имя Димитрий. Что характерно, грузинские историки не написали ни слова о муже царицы – он не правил, не руководил войсками и вообще ничем не прославился. Русудан же волей-неволей несла груз государственной власти.
Она переписывалась с Папой Римским, неплохо ладила с подданными, вдохновляла военачальников, щедро награждала просителей. Единственным человеком, с которым царица обошлась плохо, стал ее племянник Давид Улу – она отправила мальчика с глаз долой ко двору султана Кей-Кобада.
Некоторые историки считают, что Русудан хотела погубить потенциального наследника. Но, возможно, царица надеялась, что вдали от нашествия монгольских орд у племянника больше шансов выжить. Недаром она поступила так же и со своим сыном, Давидом Нарином, отослав его к мусульманской родне мужа.
В 1225 году на Грузию напали войска сына хорезем-шаха, непобедимого Джелал-ад-Дина (о нем красиво писал Василий Ян). Военачальники Русудан не сумели сдержать врагов, Тбилиси был потерян, царица перебралась в Кутаиси. Путем сложных переговоров она сумела убедить врагов оставить страну, но вслед за хореземийцами пришли монголы.
Чтобы спасти народ от полного истребления, Русудан последовала примеру русских князей и в 1242 году сдалась, признав власть великого хана. Гордое сердце грузинки не выдержало унижения, вскоре она умерла. А ее сын Давид Нарин получил ярлык на царство и разделил Грузию с Давидом Улу.
Женщина-имам
Легендарная Аль-Малика аль-ура Aрвa аль-Сулайхи, султанша Йемена – уникальное явление для мусульманского мира.
Женщины у власти там, конечно, бывали, но обычно они правили от имени своих сыновей или внуков. Арву изначально выдали замуж за принца аль-Мукаррама Ахмеда из династии Сулайхидов. После смерти отца принц стал султаном и ввязался в нескончаемую войну с Наджахидами, противниками династии. Однако был ранен, остался парализованным и, вместо того, чтобы передать власть одному из сыновей от Арвы, назначил жену наследницей и правительницей страны.
19летняя девушка, возглавляющая арабские войска… представляете себе? А между тем Арва умудрилась не только выигрывать битвы, но и держать трон на протяжении почти 70 лет – она умерла девяностолетней, до конца дней сохранив и титул, и разум.
Султанша прославилась как великий знаток сур Корана, покровительница поэзии и наук. Как и Этельфледа она строила крепости и налаживала пути сообщения. Дабы возвысить учение Пророка, отправляла мусульманских миссионеров в соплеменные страны. И сама получила титул имама от халифа Фатимидов, став единственной в истории женщиной, заслужившей столь высокое звание.
Участвовать в войнах ей тоже доводилось – сама она в отличие от других мусульманских воительниц, Разие-султан и Лакшми Бай, не брала в руки оружие, зато умела подбирать хороших полководцев. Дети Арвы, достигнув совершеннолетия, не стали стремиться к власти – они получили дворцы и денежное содержание и полностью устранились от политики. Великую султаншу боготворят в Йемене до сих пор.
Африканские амазонки
В истории нубийского царства Мероэ оно же Куш, облеченных властью цариц насчитывалось, пожалуй, больше, чем в любой другой стране. 11 женщин всходили на трон фараонов, объявляли себя правителями, властвовали самостоятельно, руководили войсками, сражались с Александром Великим и римскими легионами. «Слабость пола» не мешала ни им ни их подданным.
Римлян били и храбрая царица Зенобия, потомок Клеопатры из династии Птоломеидов, и эфиопская царица Юдит, покровительница иудейского колена Менаше, и дочь пустынь свирепая Мавия Сарацинка. Примеру знаменитых предков последовала и императрица Эфиопии Заудита, вторая дочь императора Менелика – она не только железной рукой подавляла восстания подданных, но и неоднократно пыталась изгнать из страны итальянцев, безжалостно грабивших народ.
Видите сами – женщины могут не только варить борщи, но и управлять армиями и странами, вести солдат в бой и брать в руки оружие. И поверьте, лучше их до этого не доводить!