Найти тему

Какой Элизе Бетховен посвятил свою музыку?

447 прочитали

Людвиг ван Бетховен оставил загадку на все времена.

Написал он однажды Багатель (фр. bagatelle – «безделушка») - то есть маленькую несложную пьесу. И не одну - багателей было много. Одна из них была под номером 25 в тональности ля минор. Но теперь мало кто знает, что это Багатель №25, зато даже дети знают музыку под названием "К Элизе". Её обязательно изучают в музыкальной школе, но и взрослые, начиная брать частные уроки, обязательно хотят сыграть "К Элизе"! Трудно найти более популярную музыку в мире.

Но кто такая Элиза? Да и была ли она вовсе?

Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941

Багатель №25 случайно в 1865 году (Бетховен умер в 1827) обнаружил биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам, рукопись хранилась у некой Бабетты Бредль в Мюнхене. На альбомном листе с нотами рукой Бетховена было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля».

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал ноты в том виде, как мы знаем эту фортепианную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла. Осталась только копия - она хранится в доме-музее Бетховена в Бонне. Поэтому полагаться можно только на то, как расшифровал записи Бетховена Людвиг Ноль. В этом и проблема.

Бетховен не только плохо слышал - он очень неразборчиво писал. И поэтому некоторые полагают, что само название в его рукописи расшифровали неверно.

Так, в 1923 году Макс Унгер заявил, что в нотах было написано не "Элизе", а "Терезе" - пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти. Тот был влюблён в неё и сделал ей предложение руки и сердца, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у неё. К Бабетте Бредль она попала через сына, композитора Рудольфа Шахнера, который был другом семьи Малфатти и унаследовал все музыкальные архивы Терезы.

Баронесса Тереза фон Дросдик, урождённая Малфатти
Баронесса Тереза фон Дросдик, урождённая Малфатти

Версию "Терезы" раскритиковал берлинский музыковед Клаус Мартин Копитц в 2009 году: хотя у Бетховена действительно был скверный почерк, но имена дам он писал подчёркнуто каллиграфически, утверждает автор издания «Бетховен глазами современников». По его мнению, пьеса посвящена немецкой певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. Девушка якобы сама себя величала Элизой. Бетховен познакомился с ней в 1806 году, когда ей было 13, а ему – 36 лет. Они стали друзьями, а затем влюбчивый композитор принялся за ухаживать за Элизой. Позже сама певица вспоминала:

«С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, все время щипал меня за руки».

На этом вечере Элиза присутствовала в компании своего будущего супруга, пианиста и композитора Йохана Непомука Хуммеля. Вскоре после этого Элизабет Рёккель отправилась в Бамберг, где её ждал первый оперный ангажемент. Этим легко объясняется и прощальный подарок с надписью "Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена".

Элизабет Рёккель
Элизабет Рёккель

Однако Микаэль Лоренц в статье "Разоблачённая Элиза" критикует Копица: полное имя Рёкель было Мария Ева Элизе, но нет ни одного документа, который бы эта женщина подписала именем «Элизе»: как правило, она подписывалась «Бетти» или «Мария Ева Гуммель». Зато имя Элизе носили её мать и младшая сестра.

А главное - каким образом рукопись,подаренная Элизабет Рёкель, оказалась в итоге у Терезы Малфатти и затем у Бабетты Бредль в Мюнхене?

У Копица две версии: первая - Тереза и Элиза были хорошо знакомы и просто обменялись нотами. Вторая - ну очень... фантазийная:

"Предположим, Тереза приходит в гости к Бетховену и обнаруживает у него на пюпитре партитуру с посвящением "Элизе". Тереза спрашивает его: "Что это еще за Элиза? Ты же только что просил моей руки?" И Бетховен дарит ей партитуру. Согласитесь: неловко посвящать музыку Элизе, если хочешь жениться на Терезе!"

Ещё одну Элизу нашла канадская исследовательница Рита Стеблин: она считает, что речь идет о 14-летней девочке Элизе Баренсфельд, которая обладала удивительным голосом и рано начала давать концерты. В Вене её дом находился по соседству с домом Терезы Малфатти. Возможно, Элиза училась у Терезы. Под влиянием момента или "чтобы угодить горячо любимой Терезе, композитор посвятил ей лёгкое рондо", считает Рита Стеблин. Но следы талантливой девочки теряются после 1820 года.

Ещё одна гипотеза: Бетховен не посвящал багатель №25 никому, а знаменитые слова написал на нотном оригинале композитор и пианист Рудольф Шахнер, которому завещала свой музыкальный архив Малфатти и у матери которого (Бабетты Бредль) был найден оригинал. Тем более что жена Шахнера и его дочь носили имя Элиза. Но зачем Шахнеру писать слова якобы от лица Бетховена? Тем более что Людвиг Ноль уверял, что посвящение было написано именно рукой Бетховена.

Но пианист Лука Кьянторе считает, что вообще никакой "оригинальной рукописи" не было. Сохранились черновики со знаменитой темой и нотами, и доказано, что они принадлежат Бетховену, но, по мнению Кьянторе, пьесу Людвиг Ноль скомпилировал сам на основе найденных материалов. Как отметил музыковед Барри Купер, черновик очень мало отличается от печатного варианта, так что завершить пьесу по этому эскизу не составило бы труда.

Вот так уже 150 лет исследователи всего мира ломают копья над загадочным посвящением, а все остальные просто наслаждаются прекрасной музыкой Людвига ван Бетховена - и каждый понимает её по-своему.

О другой загадочной композиции Бетховена читайте здесь:

А был ли в песне Бетховена сурок?!

Благодарю за внимание!

Если будет время и желание, загляните:

YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty

И слушайте подкаст «Истории о песнях»!

Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941