Найти тему
Христианство и ислам

Мусульмане в Стране черных

Оглавление

Все, что находилось к югу от Марокко и Египта, у мусульман называлось Билад ас-Судан – «Страна черных». Эту обширную территорию, опоясывавшую весь африканский материк от Атлантического до Индийского океана, берберы и арабы хорошо знали благодаря торговле, которая шла через Сахару по давно проторенным путям.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Из Сиджильмасы, крайнего южного города Марокко, караваны с тысячами верблюдов отправлялись на юго-восток в Нубию и Судан или на юг – в Аукар (Гану), Нигер и Чад. До Ганы от Магриба было два месяца пути через горы и безлюдные пустыни, по дороге, проложенной через скалы «древними людьми». Мусульмане приезжали сюда менять соль и другие товары на золото.

Торговля, по описанию очевидцев, проходила так: прибыв к туземцам, гости из Сиджильмасы били в барабаны и раскладывали свои товары – соль, бусы из голубого стекла, медные кольца и браслеты. Потом они уходили, и появлялись «черные», которые клали против каждого товара кучку золотого песка. После их ухода купцы возвращались, брали золото, оставляли товары и снова били в барабаны, после чего уходили.

Вернувшись в Магриб, путешественники рассказывали множество увлекательных истории, в которых фантазии причудливо перемешивались реальностью. Они сообщали, что в Гане живут рослые и красивые туземцы с гладкими волосами – люди храбрые и «умные», поскольку приняли ислам и совершают хадж в Мекку. Гвинейцы – люди тоже храбрые, но неумные, поскольку ислам не приняли. Внешность у них такая же отвратительная, как и их вера: короткая шея, приплюснутый нос, красные глаза и курчавые волосы как «зерна перца», а изо рта пахнет жженым рогом.

Торговцы рассказывали, что гвинейские аборигены делают особые палочки с отверстиями и свистят в них, чтобы привлечь к себе змей, которые сползаются к ним со всех сторон. Местные жители употребляют их в пищу. Не едят они только один вид змей — желтых, самых ядовитых, в крови которых смачивают стрелы. Раненный такой стрелой слон или человек разлагается от яда за один час, так что мясо отваливается от костей. Всех остальных змей гвинейцы не боятся: они ходят, обвязавшись ими как поясами, а иногда нарочно бросают их в толпу и не забирают обратно до тех пор, пока им за это не заплатят.

Про столицу Ганы, город аль-Габа, говорили, что в нем много зданий с куполами и священных рощ, наполненных идолами. Царь живет в большом дворце и восседает на троне в позолоченный шапке, весь с ног до головы усыпанный драгоценностями. Так же одеты и его придворные.

Золота в Гане столько, что царь запрещает вывозить его большими кусками, иначе оно обесценится. Все женщины бреют головы, а мужчины – бороды. Козы в Гане не сходятся с самцами, а зачинают от деревьев, когда трутся о них боком. «Об этом, – как писал один географ, – рассказывали заслуживающие доверия купцы, посетившие страну».

О Нигере или какой то другой южной стране среди арабов доходили еще более смутные сведения. Рассказывали, что черные там едят попадающих к ним белых и поклоняются идолу в образе женщины. У них растут чудесные круглые плоды, из волокон которого делают негорящую в огне ткань. Впрочем, многие – например, географ Йакут, – считали, что за Ганой нет вообще ничего живого из-за сильной жары.

Вечным соперником африканской Ганы были две соседние страны – Мали и Сонгай, еще в XI веке принявшее ислам. Оба государства находились в среднем течении Нигера, где эта река превращалась в огромные болота или «Черепаховые озера», как называли их арабы. В городе Тимбукту, который Ибн Хадун окрестил «гаванью в пустыне», имелись медресе и университет, а его правители регулярно устраивали хадж, поражая мусульман невероятной роскошью и богатством. Во время хаджа 1324 года малийский султан Муса I привез в Каир несколько тон золотого песка, едва не обвалив курс золота.

В глубине Африки имелись и другие, более далекие цивилизации. Некоторые арабские географы упоминали страну Канем на озере Чад, которое в те времена было большим как море и сливалось с Нилом. По берегам его рос густой тростник, из которого черный царь Канема строил озерный флот. Позже на этом месте возникли новые негритянские государства — Борну, Вадаи и Дарфур.

Чудеса Африки

В описаниях африканских стран реальность часто уступала место воображению. «Правдивые» путешественники клятвенно уверяли, что золото тут «растет в песке», подобно моркови (и «его собирают на рассвете», как сообщал Ибн аль-Факих) или лежит прямо на поверхности земли.

Про Судан мусульмане рассказывали особенно много экзотических былей и небылиц. Говорили, что в Судане делают темно-фиолетовую козью кожу, которая очень мягка и никогда не изнашивается: обувь из этой кожи моют в бане горячей водой и передают из рода в род по наследству. Из шкур местных антилоп мастерят белые плоские щиты, которые не пробивает ни одна стрела или меч; по размеру они такие большие, что ими можно прикрыть и всадника, и лошадь. Еда у суданцев тоже странная: они едят собак и крыс, хотя у них есть бараны. У некоторых жителей в этой удивительной стране даже нет голов.

В Судане, как сообщали странствующие торговцы, находится большой цветущий город Аудагаст со множеством садов и орошаемых полей. Там есть красивые здания, богатые жители, многолюдные базары, а все расчеты ведутся золотым песком, поскольку денег у горожан нет. Отсюда вывозят серую амбру и самое чистое золото в мире.

Но лучше всего здесь – красивые девушки «со светлой кожей, плавной и гордой походкой, с грудями хорошей формы, которые всегда остаются плотными, с полными ягодицами и гениталиями, устроенными таким образом, что они всегда кажутся девственными». Здесь же живут великолепные черные поварихи, которые умеют готовить замечательные сладости: их продают за сто динаров и более.

В одном из суданских городов поклоняются огромной змее с гривой, хвостом и верблюжьей головой, которая живет в пещере у подножия горы. Ее кормят лучшей едой, сиропом и молоком, а когда умирает вождь, к змее приводят его детей и она благословляет их на царство, ударяя каждого в лицо своей мордой.

В тех же местах водится растение, наделяющего необыкновенной мужской силой, и другое, принимающий которое делается неспособным к зачатию.

Из других «достоверных» сведений: к северу от Судана по обеим берегам Нила тянется огромная стена, построенная царицей Клеопатрой или какой-то другой женщиной. Многие якобы воочию видели эту стену, простиравшуюся от Александрии чуть ли не до Асуана.

На юг через юго-восток

В Нубии, начинавшейся сразу за Асуаном, издревле жили христиане. Арабы и берберы описывали эту принильскую страну как царство патриарха Христодула. Путешественники сообщали, что в Нубии есть христианская церковь, где хранится ковчег, а в нем – две подлинных каменных скрижали с заповедями, которые Бог дал Моисею.

Еще восточней, у Красного моря, обитало племя аль-буджа, люди которого только на словах исповедовали ислам, а сами были порочны и вероломны и ходили голыми или в набедренных повязках. Мусульмане там платили джизью, как неверные, и работали в рудниках, добывая изумруды.

Перемещаясь еще дальше к югу, арабы попадали к племенам алва и такиа, «не носящим одежды», и к островам занджей (зинджей), – вероятно, архипелагу Занзибар. Тут жили черные как уголь люди с отвислыми губами, которые питались бананами, добывали слоновую кость и ценили железо больше золота. Передавали, что на островах занджей живут некие «люди с проколотыми носами»: их держат на цепях и выпускают только во время боя, и тогда они загрызают зубами всякого противника.

Где-то рядом с занджами обитали племена аль-хабаша, а еще южней, за экватором, стояла Лунная гора, от которой брал начало Нил. За истоками Нила, по мнению многих исламских географов, не было ничего – только первобытный мрак.

Несмотря на это, мусульмане сумели добраться до Мозамбика, где основали несколько торговых поселений, и попали в «страну золота и железа» Софала на реке Замбези. Некоторые современные историки считают, что именно арабы открыли Коморские и Сейшельские острова, а также высадились на острове Мадагаскар, которому дали имя аль-Кумр.

Проникали ли арабы еще дальше, до самой южной оконечности материка, неизвестно. В XI веке аль-Бируни писал, что к югу от Африки лежит море, соединяющее Западный и Индийский океаны, но добавлял, что «арабы не видели этого воочию». Возможно, мыс Диаб, появившийся на венецианской карте начала XV века, был впервые описан арабами и соответствовал мысу Доброй надежды, позже заново открытому португальцами.

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":