Как купить туристическую путевку дешевле
СодержаниеОбщая информацияВоеннопленныеДеревянный мостПоездка в НамтокПосле войныОбщая информация
Постер фильма «Мост через реку Квай»
Судьба военнопленных англичан, американцев и австралийцев, погибших во время Второй мировой войны на строительстве этого моста, стала известна всему миру благодаря экранизации романа Пьера Буля «Мост через реку Квай».
Поездка по «железной дороге Смерти» до станции Намток - щекочущее нервы приключение. Чтобы решиться взглянуть вниз с «прилепленного » к скалам моста из искусно скрепленных бамбуковых стволов, нужно быть человеком, совсем не боящимся головокружения.
Ежедневное представление, бутерброд и безалкогольный напиток включены в цену билета: через два часа пути машинист Таиландской государственной железной дороги (SRT) останавливает поезд, выехавший из Бангкока утром, перед суровым стальным сооружением, нависшим над рекой. Щелкают десятки фотоаппаратов. Пожилой человек насвистывает первые такты марша из фильма «Мост через реку Квай» - международного хита 1960-х гг.
Военнопленные
Тем, кто строил этот мост - одно из печально знаменитых сооружений XX в., - было не до свиста. Это были захваченные японцами военнопленные: британцы, австралийцы, американцы, голландцы. Их число оценивается приблизительно в шестьдесят одну тысячу человек. Вместе с ними трудились еще с четверть миллиона азиатских узников: из Бирмы, Малайзии, Таиланда и даже из самой Японии. Городок, сегодня привле кающий туристов отелями, ресторанами и сувенирными лавками, был местом расположения лагеря для военнопленных с адскими условиями содержания. Многие не выдерживали невыносимой жары и туч мошкары, другие умирали от истощения, от побоев надсмотрщиков или были застрелены.
Немало людей погибло и от бомб, сброшенных самолетами союзников. Благодаря роману Пьера Буля «Мост через реку Квай» (1956) судьба этих людей стала известна во всем мире. Но настоящую славу мосту принес снятый чуть позже на Цейлоне (сегодня Шри-Ланка) одноименный фильм с Алеком Гиннесом.
Деревянный мост
Этот мост через маленькую речушку Кхуэяй строился как часть стратегически важной железнодорожной линии, которая должна была пройти через перевал Трех Пагод и соединить Таиланд с Бирмой, чтобы обеспечить бесперебойное поступление необходимых военных грузов. Линия общей длиной 415 км вскоре была названа «Дорогой смерти». Строительные работы продолжались тринадцать месяцев, постоянно прерываясь из-за воздушных налетов союзников. Конечно, мост, который можно видеть сегодня, отличается от возведенного тогда. «Настоящий» мост был построен из тиковой древесины (а находившийся примерно в 100 м ниже по реке временный мост, остатки которого обнажаются во время засухи, и вовсе из бамбука). Бетонные опоры, поддерживающие стальную конструкцию, которую сегодня наперебой фотографируют туристы, были поставлены в послевоенные годы.
Поездка в Намток
Переехав мост, поезд постепенно набирает скорость, однако через несколько километров снова начинает тормозить. Ведь дальнейший путь в Намток идет по бамбуковому сооружению, прикрепленному к скалам на головокружительной высоте. Выглянув из окна, видишь разверстую пропасть, по дну которой течет река Кхуэной. В скале видны маленькие пещеры, где жили пленные. Сегодня Намток - конечная станция. Пути, доходившие до Бирмы, после войны были демонтированы. В Канчанабури на берегу реки Мэк-хлонг есть небольшой музей: JEATH War Museum. Аббревиатура в названии означает воевавшие по обе стороны фронта нации: японцы (Japanese), англичане (English), австралийцы (Australian) и тайцы (Thai).
Основная часть музея - три шалаша, подобные тем, в которых жила большая часть узников. Здесь представлены старые фотографии, рукописные заметки и рисунки пленных о жизни в лагере, а также импровизированные хирургические инструменты, изготовленные пленными-врачами для лечения товарищей.
После войны
Конец войны не принес большинству узников освобождения. Японцы депортировали их в рудники Нагасаки. Здесь в невообразимых мучениях погибли еще несколько тысяч человек. Непременно следует посетить хотя бы одно из двух солдатских кладбищ, куда от моста можно добраться на лодке. Здесь среди пышной зелени похоронены тысяча семьсот жертв принудительных работ.