Quentin Dupieux – французский музыкант и кинорежиссер.
В России его больше знают музыканты, экспериментирующие с электронной музыкой, чем любители кино.
Музыкантам он известен под псевдонимом Mr. Oizo. Дюпьё выпустил шесть альбомов электронной музыки и приобрел европейскую популярность в 1999 году после хита «Flat Beat», в котором марионетка по имени Плоский Эрик изображает средней руки начальника. Эрик делает вид, что работает (подписывает бумаги, звонит через коммутатор), а попутно ритмично бьется головой о стол под бодрый электронный аккомпанемент.
Вот, смотрите, как это выглядит.
А еще Дюпьё снял двенадцать фильмов, из них несколько короткометражек. Талантливых, интересных абсурдистских фильмов.
Расскажу о некоторых.
Первый его фильм, короткий метр под названием Nonfilm (2002 г.) - на русский язык не переведен. Красноречиво само название фильма. Уж если начинающий режиссер свой дебют называет «Нефильм» или «Нетфильм», понятно, что исхоженные тропы он презирает.
Пять фильмов я посмотрел, они весьма забавны и о них стоит поговорить. Это абсурдистские трагикомедии. Не что-то мультижанровое с элементами абсурда, а полноценные хитроумно задуманные и изящно исполненные абсурдистские фильмы. Сценарии Дюпьё пишет сам, его истории демократичны и независимы, как стая дворняг, перебежавших дорогу перед пышным свадебным кортежем.
Раз уж я придумал эту аналогию, разовью ее.
Стая собак, символизирующая второй фильм Дюпье под названием Steak (2007 г.), прекрасно вышколена и даже как будто одной масти. Хвосты у них синхронно повернуты в одну сторону, морды обращены в другую. Они бегут, посасывая апельсиновую цедру. За ним плетется отстающий представитель стаи, он почесывается и поскуливает. Хвост у него обмотан шарфом.
В этом фильме, который почему-то переведен как «Смени лицо», хотя прямой перевод – «Стейк» кажется точнее, Дюпье рассказывает историю двух неприкаянных личностей, которые хотят попасть в некую ЭНГ – экстравагантную непреступную группировку. Кажется, это самый веселый фильм Дюпье, тут он куражится вовсю, от первого до последнего кадра.
Аналогия к третьему фильму – Rubber (2010 г.) – собачья будка, которая преследует собачью стаю. Псы дико визжат и пытаются от нее убежать, но будка неутомима и безжалостна. Настигнув животное, будка запихивает его внутрь под слабые протестные визги. О том, что происходит с собаками дальше, мы кровожадно умолчим. Итак, «Покрышка» - хоррор об ожившей покрышке-маньяке. Однако же для Дюпье это слишком банально. И он вводит «независимых» наблюдателей за покрышкой, а также «режиссеров» - тех, кто организует странствия покрышки и показывает историю зрителям. Режиссеры оказывается не менее безжалостными, чем покрышка, они расправляются с надоевшими наблюдателями. Покрышке тоже достается. Финал истории мрачен. Если хотите узнать, кто возглавил поход против человеческой цивилизации, посмотрите фильм.
Следующий фильм Wrong (2012 г.) мне понравился больше всего. Творческая мощь Дюпье окрепла и этот фильм получился удалым и элегантным, как доберман, который ищет своего хозяина, затерявшегося в стае дворняг. История отлично выстроена, сюжет продуман, и хотя у Дюпьё ни в одном фильме абсурд не выглядит навязанным и нарочитым, именно в «Дури» (ибо так еще переводится название фильма) нонсенс составляет основу реальности. Абсурдны не только и, пожалуй, не столько сами ситуации, а человеческие реакции и взаимоотношения. История о том, как человек ищет своего пса, а вокруг все в кого-то превращаются и кем-то становятся.
В Wrong Cops (2013 г.) Дюпье, кажется, взял небольшой тайм-аут. Этот фильм отчасти самопародия, здесь возникают персонажи предыдущего фильма, а главные герои - копы пребывают в коллапсе профессионального сознания. Это «стая» злая и придурковатая, тут собрались псы-беспредельщики, которые проигнорируют упитанного кролика, но с воплями накинутся на омоновцев, вооруженных щитами и дубинами. Здесь реальность не тождественна абсурду. Здесь обморок реальности, которую Дюпье заботливо кутает в сети бессмыслицы.
Ну и добрались мы до шестого фильма Дюпье – Reality (2014 г.). Как видите за три года Дюпье ничего не снял, возможно потому, что ему надо хорошенько осмыслить то место, куда завел его прихотливый гений. Реальность – имя девочки, которую так же трудно назвать основным персонажем фильма, как и ту реальность, которую показывает Дюпье. Это история о человеке, который хочет снять кино, но сталкивается с рядом препятствий. Главное из них в том, что кино уже снято, а сам он является персонажем другой истории, возможно, нескольких. Даже наверняка – нескольких, возможно, бесконечно многих историй. Реальность не просто раздваивается, делится и дробится, она ускользает от наблюдателя. Ее невозможно ни осмыслить, ни осознать. Но это не значит, что реальности нет. Если кого нет, так это наблюдателя. Позиция наблюдателя больше не оказывает влияния на предмет наблюдения. Однако вспомним о той самой девочке, она и правда оказывается важнейшим персонажем фильма. Но кто точно скажет, освободил ли Дюпье девочку от оков реальности или окончательно ее пленил?
Образ собачьей стаи для этого фильма - иллюзорен. Возможно, это клин диких гусей или стадо свиней или львиный прайд. Во всяком случае, кто-то должен за всем этим наблюдать. А почему, собственно, должен? Задача наблюдателя одна – не мешать реальности осуществляться задуманным ею способом.
К сегодняшнему дню Дюпьё снял ещё три фильма, четвёртый уже вышел или на подходе.