Найти в Дзене
ВВС Северного флота

Так почему же он не Герой Советского Союза?

Странно, конечно, но этот вопрос про своего деда я слышал не единожды...

А началось всё в детстве.

Знаешь, Серёжа, твой дедушка во время войны был летчиком. Он воевал на Севере. Была объявлена воздушная тревога. Он мог не лететь, так как в тот день у него был день рождения, но он полетел, и погиб. И его даже хотели представить к званию Героя Советского Союза. Но, почему-то не представили...

Фото из семейного архива автора. Филиппов С.Д. с дочерьми, 1939 год.
Фото из семейного архива автора. Филиппов С.Д. с дочерьми, 1939 год.

Примерно так мне говорили, когда я был маленьким. И такие слова, в общем-то, понятны. Женщины (после гибели Филиппова Сергея в воздушном бою в 1942-ом году, у него остались жена и две дочери) часто склонны героизировать своих мужчин. И не важно кого - сына, мужа, брата, отца, деда... Это делается неосознанно, из-за большой любви к ним. И иногда в дальнейшем перерастает в слепую веру, что всё было именно так, как было додумано...

Повзрослев, когда я уже стал понимать что к чему, и когда начал собирать информацию о Филиппове С.Д., слова о том, что ему хотели дать Героя, как-то стали стираться из моей памяти. Ведь я уже более-менее точно знал его боевой путь, знал - где, сколько и как он воевал и результаты его боевой деятельности.

И даже при подготовке запросов в Архивы, вопрос о наградах задавался скорее для проформы. Причем ответы оттуда были всегда одинаковы - "Архив данными о наградах не располагает".

Только однажды, году эдак в 2011-ом, я серьезно решил разобраться с вероятностью награждения моего деда медалями "За оборону Ленинграда" и "За оборону Советского Заполярья".

-2

Не буду здесь описывать весь процесс, а скажу только, что в итоге я пришел к выводу, что награждение Филиппова С.Д. медалью "За оборону Ленинграда" могло быть вполне реально, а вот медалью "За оборону Советского Заполярья" - маловероятно. Ну и, учитывая итоги его боевой работы, речи о боевых орденах вообще не могло быть.

И когда потом, как-то вскользь, от дочерей Филиппова Сергея опять прозвучал вопрос о звании Героя, я просто ответил - нет, не положено, пусть это останется семейной легендой.

На этом можно было бы закончить, но нет.

Вопрос о Герое вдруг всплыл с совсем неожиданной стороны. Когда я в прошлом году приехал из Заполярья, где побывал на месте гибели своего деда и принял участие в траурной церемонии захоронения его останков, я зашел в гости к своему давнему товарищу, и у нас состоялся примерно такой диалог:

Товарищ сказал: - Теперь тебе надо добиваться присвоения твоему деду звания Героя Советского Союза!
Я опешил: - Почему?!
- Ну он же Герой!
И я ответил: - Да, он погиб в бою за Родину. Но это не повод - только за это присваивать ему звание Героя. Или тогда нужно делать Героями Советского Союза все миллионы павших.

Потом он еще некоторое время пытался доказать мне, что я просто обязан начать писать во все инстанции, чтобы Филиппову Сергею Дмитриевичу присвоили это высокое звание. И очень удивлялся, что я отказывался это сделать.

В общем, я еле ушел от этого разговора. И подумал, а ведь есть люди, которые бы поступили так, как советовал мне ной товарищ. У которых есть маниакальное желание еще больше возвеличивать подвиги участников войны и приписывать им какие-то неведомые свершения и победы...

Неужели, только ради того, чтобы потом как бы постоять рядом с Героями и почувствовать себя причастными к их подвигам? Пусть и не реальным...

Еще можно как-то попробовать понять родных и близких ветеранов, которые в рассказах о них могут что-то приукрасить. Но когда такой ура-патриотизм проявляют совершенно сторонние люди...

И ладно бы, вопрос стоял о том, что моего деда незаслуженно обошли с наградами. Так ведь нет - все правильно! Ну не успел он навоевать на ордена! И, тем более, на Героя Советского Союза.

Но ведь он воевал! Летал, сопровождал, прикрывал, стрелял, попадал! Да, на его боевой счет официально записаны лично сбитый Юнкерс-88 (18.07.1942 г.) и предположительно сбитый Мессершмитт-109 (10.08.1942 г.).

Краснофлотцы осматривают сбитый 18.07.1942 г. Юнкерс-88 № 2106 (фото Е. Халдей). В уничтожении этого самолета принимал участие и мой дед.
Краснофлотцы осматривают сбитый 18.07.1942 г. Юнкерс-88 № 2106 (фото Е. Халдей). В уничтожении этого самолета принимал участие и мой дед.

Правда и эти результаты, как я выяснил, подлежат корректировке (в меньшую сторону) - Юнкерс, по большому счету, нужно считать групповой победой летчиков 2-го ГвИАП и 255-го ИАП ВВС СФ, а Мессер не подтверждается совсем.

И что из этого? Оскорбил я его память такими исследованиями? Моё мнение - нет! Я считаю, что нужно всегда быть честным перед собой, перед дедом и перед потомками. Пусть у него будет числиться меньше сбитых, но честно! И лучше вообще без орденов и медалей, чем с незаслуженными!

Ведь самое главное - это светлая и чистая память о нём. И чтобы никто и никогда не мог сказать, что кто-то приписал к его заслугам лишнее.

P.S. Мой дед погиб в неравном воздушном бою 29 октября 1942 года. Неравном и по количеству самолетов, и по их тактико-техническим характеристикам. Мне об этом бое известно довольно много, но я до сих пор не могу сделать однозначного вывода, как же было на самом деле...

Статья обо всех возможных причинах и версиях гибели моего деда - заместителя командира 1-ой эскадрильи 255-го ИАП ВВС Северного флота Филиппова С.Д. - будет опубликована на этом канале в годовщину его гибели (и дня рождения) - 29 октября.