Благородный разбойник Владимир Дубровский. СССР, 1988. Режиссер Вячеслав Никифоров. Сценаристы Евгений Григорьев, Оскар Никич (по повести А.С. Пушкина). Актеры: Михаил Ефремов, Марина Зудина, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров, Анатолий Ромашин, Виктор Павлов, Владимир Конкин, Андрей Смоляков и др. Премьера на ТВ 16 января 1990.
Режиссер Вячеслав Никифоров поставил 26 полнометражных фильмов и сериалов, среди которых есть и такие известные роботы как «Отцы и дети» (1983), «На безымянной высоте» (2004) и сериал про майора Черкасова «Палач» (2014).
Телефильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский» - одна из наиболее известных работ Вячеслава Никифорова, в свое время приковавшая к домашним экранам миллионы зрителей.
Киновед Валерий Бондаренко вспоминает, что «премьера фильма В. Никифорова вызвала лёгкий шок. Создатели ленты вроде сознательно вошли в клинч с эстетикой Пушкина. Пушкинской прозе свойственна строгость и сдержанность… И вот авторы фильма 1989 года словно нарочно, демонстративно педалируют жутковатый реал крепостной действительности, введя ряд жестоких сцен «от себя». Зачем? Вроде от примитивной социальной сатиры они далеки. Но чёткая концепция в картине есть. Создатели фильма явно стараются содрать с повести налипший ватный панцирь, грубостью и жестокостью… Общественное и социальное (и историческое) подано в фильме Никифорова в виде жёсткого, вызывающего гротеска. Дубровский – хоть и герой, но такой здесь подчёркнуто невзрачный, обиходный, «частный», с безвольным юношески округлым подбородком (М. Ефремов). Троекуров – крепостник-деспот, и не более (превосходная работа В. Самойлова,– как пригодился ему и «дикий» монгольский разрез глаз!) … То, что обычно бывает самым слабым в картине – любовная пара романтических героев,– наполняется вдруг соками реальной жизни. И оба перед той «другой», «взрослой», уродливой жизнью – по-детски беспомощны. Фильм очень, не по-пушкински, грустный, по настроению – безнадежный. … Конечно, в версии 1989 года мы не найдем мудрой (и спасающей) пушкинской глубины. Зато здесь точно и тонко передана тревога за человека в мире, где правит «тьма низких истин», где властвуют эти самые «люди земли» (Бондаренко, 2009: 101-103). Бондаренко В.В. Герои большой литературы на большом и малом экране: Субъективные впечатления зрителя, который хочет быть объективным. М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 2009. 202 с. .
Мнения зрителей XXI века об этой экранизации часто противоположны:
«Фильм классный! Я влюбилась в Михаила Ефремова во время этого фильма. Он истинно сыграл благородного дворянина, который поневоле стал разбойником. Читала, что критики недооценили игру Ефремова, а я плюю на них! Так как истинный критик - это зритель, а я более чем уверена, что большинство людей, видевших картину остались без ума от его игры. Михаил, желаю вам реализовать все ваши творческие задумки! Вы лучший, самый лучший!» (Оксана И.).
«Помню, как у нас девочки вскрикивали и отворачивались, когда Троекуров бил старика кнутом по лицу… Ни этой, ни многих других жестоких сцен в повести Пушкина и в помине нет. … Об остальных недостатках фильма промолчу: и этой гадости с меня хватит» (Света).
А каковы Ваши мнения об этом фильме, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020