Найти тему
Беерот Ицхак

Недельная глава Ноах — Чему мы можем учиться у Ноаха?

Начало главы Ноах звучит так: «Вот потомки (букв. – порождения) Ноаха. Ноах был праведником во всех своих поколениях». Из объяснений Раши мы знаем, что под поколениями имеются в виду поколение Потопа и поколение Вавилонской башни, однако без того, чтобы призвать на помощь воображение, будет трудно приблизиться к пониманию написанного в этих стихах.

Вспомним еще одну историю – про раби Акиву. В сорок лет он впервые начал учить буквы, и вскоре на 24 года уехал из дома, оставив молодую жену, чтобы обучаться Торе у великих учителей. Возвратился он с огромным «наследием» – у него было 24 000 учеников! Однако вскоре в его жизни произошла трагедия – все его наследие было утеряно во время эпидемии, постигшей его учеников в период между Песахом и Шавуотом. Он обучил Торе 5 новых учеников – и сказано, что через них была передана Тора последующим поколениям. Удивительная история, если вдуматься в нее. Какие непостижимые душевные силы должны были быть у раби Акивы, чтобы не сломаться после такого удара! По сути, в смерти всей его ешивы, всех его 24 000 учеников был виден знак Свыше: Всевышний, мягко говоря, недоволен плодами его трудов! Но, тем не менее, раби Акива собрался с силами и продолжил то дело, которому он посвятил всю свою жизнь – продолжил обучать уже новых учеников Торе. Когда один из моих учеников, на которого я потратил много времени и душевных сил, трагически ушел из жизни, я был подавлен ощущением напрасно вложенных сил и времени. Моя история – это ничто в сравнении с трагедией раби Акивы: 24 года, 24 тысячи учеников, – все пошло прахом! Если мне было так больно от того, что я потерял одного ученика, то раби Акиве должно было быть больнее в 24 тысячи раз! Эта история – пример огромной силы духа, когда человек не просто не сломался, не впал в депрессию. У него хватило сил начать все сначала, с энергией и силой воли, – и в этом мне видится особая заслуга раби Акивы, в силу которой он удостоился того, что через него и через его пятерых учеников была передана Тора всем последующим поколениям.

Ноах жил в общей сложности 950 лет – долгий срок. Он жил 600 лет до Потопа и видел весь упадок поколений. Он строил ковчег еще 120 лет – все эти годы он старался призвать свое поколение к раскаянию, хотел убедить их в неминуемости наказания. Он уговаривал их раскаяться, ведь тогда Потопа бы не было!

Если вы читали книгу рава Ицхака Зильбера, то могли заметить несколько мест, в которых особенно чувствуется его горечь. Одно из таких мест описывает момент, когда, живя еще в Советском Союзе, он поехал на свою историческую родину в Прибалтику – в места, где жили его предки, святейшие еврейские места, места Торы, – и увидел, что там ничего не осталось. Рав Ицхак, который рос на рассказах своих родителей о том, сколько святости, Торы и самого дорогого для еврея было в этих местах, который запечатлел в душе образ тех мест как чего-то наполненного кдушой, нашел там лишь пустоту. Читая строки об этом путешествии, невозможно не почувствовать горечь разочарования, горечь утраты.

Теперь представьте себе горечь, которую пережил Ноах, когда все его труды – все его поколение, все его родственники, вся семья, за исключением жены и троих сыновей с женами, – все погибли, исчезли в волнах Потопа. И что произошло после? Ноах убедился в том, что земля опустела – никого не осталось, кроме его ближайшей семьи! И он нашел в себе силы основать мир заново! И сказано про Ноаха, что он был «цельным праведником в своем поколении» – от начала и до конца!

После Ноаха все последующие поколения только опускались духовно – это и история с Хамом и то, что он сделал с Ноахом, и последующее поколение – поколение Вавилонской башни, которое, как объясняет Раши, было хуже поколения Потопа! Ноах жил все это время и видел, что происходит – фактически, все плоды его трудов, весь вновь созданный им мир опять катится в пропасть. Для всех остальных людей – для его многочисленного потомства, детей, внуков и правнуков – все шло, как всегда, но Ноах, который пережил Потоп, и прекрасно помнил все, что происходило до и после, который знал, что есть Суд и есть Судья, видел катастрофу!

Помню, как больше 40 лет назад я приехал на Святую Землю – тогда еще не закончилась война Судного Дня, однако жизнь, казалось бы, шла своим чередом: ходили автобусы, в магазинах была еда, каждое утро школьники шли в школу… Однако это была иллюзия мира – и в такой же иллюзии жили поколения после Потопа, когда происходило их нравственное падение. Нам с вами трудно представить масштаб ужаса Потопа так, как видел это Ноах – ему не нужно было использовать свое воображение, он все пережил сам! В наше время, при всех случающихся катаклизмах и трагедиях, ничего подобного не происходило. Даже если мы вспомним Катастрофу европейского еврейства, когда выжили буквально единицы! Так, в Литве и Латвии в живых осталось только около 5% евреев, чуть больше – в Польше. Во все тяжелые времена еврейской истории наш народ истребляли практически под корень – также и во времена разрушения Храма, и еще во многих трагических эпизодах нашей истории… После Катастрофы выжило не так много людей, но и из этого небольшого числа вскоре после окончания Катастрофы евреи умирали тысячами: пока их истребляли фашисты, им было за что бороться и во имя чего выживать. Сейчас же, когда все ужасы остались позади – многим показалось, что не осталось ничего, ради чего стоило бы жить. И от этой тяжелейшей депрессии люди просто умирали… Рав Хизкияу Мишковский, зять рава Ицхака Блазера, которому в последний момент перед Катастрофой удалось выехать из Европы, все годы войны пытался как-то помочь оставшимся там братьям-евреям. Сразу после войны он поехал в Европу, чтобы помочь, чем только возможно, тем немногим, которые выжили в Катастрофе. В какой-то момент он понял, что больше просто не может там находиться – тяжесть увиденного была такой сильной, что он вынужден был вернуться обратно и вскоре после этого умер.

Ноах видел все это, и намного больше, но несмотря на это, он остался цадик тамим, полным праведником. Без помощи воображения мы даже не можем себе представить, что это такое!

В книге «Леках Тов» есть интересное замечание. Еще Агро (Виленский Гаон), объясняя стих из книги Мишлей, пишет о том, что не в природе человека стоять на месте: мы можем либо прилагать усилия к тому, чтобы двигаться вперед и вверх, либо мы неизменно будем опускаться. Стоять на месте и ничего не делать равносильно падению. В книге «Леках Тов» поясняется, что сказанное верно для благоприятной обстановки – когда никто извне не мешает заниматься нашим делом и царит относительное спокойствие. Если же человек помещен в период катастроф, катаклизмов, находится во враждебной обстановке, то даже если он борется всеми силами за то, чтобы продвигаться вперед, сил этой борьбы с трудом хватает лишь на то, чтобы оставаться на месте и не скатываться вниз, и в этом его огромное достоинство и на самом деле истинный подъем.

Что такое испытания и помехи в нашей с вами жизни?

читать дальше