Если выразить в нескольких словах метод, который использует современная школа, то получится:
"Объяснение".
Получилось даже в одном слове. )
- И, пожалуйста, не критикуйте меня за упрощенчество. В нескольких словах возможно выразить суть, но не детали, которые, конечно же, существуют.
- И не стоит сообщать мне, что "так было и раньше". Я в курсе. Да, раньше так было, но по-другому. Вы не сможете не согласиться, что степень и градус тоже имеют значение.
Итак, о чем же я ...
Теории - как корабли в море
О чем думали реформаторы школьных методов преподавания? Например, методов преподавания математики? Я не успел посетить спиритуалистический сеанс, поэтому честно признаюсь: не знаю.
Но в науке так бывает нередко ...
Возьмем, к примеру, теорию эволюции.
Только догадки, основанные на некотором наборе фактов и полное отсутствие эксперимента. Но у сторонников теории Творения тоже есть некоторые факты и есть своя теория.
Этим теориям, как в море кораблям, не сойтись вместе. А знаете почему?
Это опасно и взаимно губительно. Корабли в море, сблизившись на некоторое критическое расстояние, начинают притягиваться друг к другу неведомой силой, возникающей вследствие эффекта Бернулли.
Кораблям, как и теориям, лучше сохранять некоторую дистанцию.
Так о чем же думали реформаторы?
Мне кажется, что
отцы-основатели Колмогоровской реформы перепутали Божий дар с яичницей. А развитие человеческой культуры с развитием отдельного человека.
За известные нам несколько тысяч лет человек практически не изменился. Но фантастически изменилась материальная культура. Взгляните на архитектуру, на технику, на науку.
И, пожалуйста, не критикуйте меня, объясняя, что наука - это не материальная, а духовная культура. Потому, что я легко опровергну это заблуждение. Вот вам простой эксперимент. Попробуйте представить какую-нибудь область физики или даже математики вне материальной основы.
Это трудно, но если получится, вы получите сильное озарение.
Все попытки развивать человека как существо не привели ни к чему. Даже "развивающее обучение" Эльконина - Давыдова потерпело сокрушительное фиаско. )) У людей не выросла вторая пара рук, их мозг не увеличился в размерах, а даже уменьшился, о чем регулярно сообщает проф. С.Савельев.
Но все-равно хочется почувствовать себя Творцом. Или ускоряющим Эволюционистом.
Вот о чем они думали ...
Мне кажется, что реформаторы от образования рассуждали так.
- "Господи! Человека уже в Космос отправили, а он по старинке учиться математике, перебирая счетные палочки, а писать - марая тетрадки крючочками ... Прогресс касается чего угодно, только не самого человека!".
И они решили если не перегнать, то догнать уровень развития материальной культуры, созданный человеком, который оставался все тем же.
Будучи несомненно умными людьми - в области материальной культуры - они, как оказалось, ничего не понимали ... Они не понимали самих себя. Наука человеческая оказалась замешана совсем на других дрожжах.
Что сделали реформаторы?
Они решили кормить детей не грубой естественной пищей, требующей развития зубов и желудочно-кишечного тракта, а хорошо приготовленной, быстро усвояемой пищей, разложенной по полочкам, снабженных этикетками. Информационной легко усваиваемой пищей, которая в определенном контексте не сильно отличается от материальной.
И, пожалуйста, не ругайте меня за незнание принципов "Проективной педагогики Выготского" и за то, что сегодняшние дети учатся "метапредметно" и всякое такое.
- Потому, что я знаю.
- И потому, что это те же яйца, которые реформаторы перепутали с Божьим даром, только вид сбоку.
"Теоретико - множественный метод"
Я взял его, скорее, как объединяющую смыслы метафору.
К чему ведет питание "быстрокашами" знает почти каждый. Кроме "инновационных" педагогов.
И совершенно тот же эффект случился в обучении.
У детей стали вываливаться еще не сформировавшие информационные зубы - способность переваривать первичную информацию, добираясь до понимания. А понимание, в отличие от информации, уже ближе к тому, что мы называем "духовностью", чисто человеческой способностью.
Способность понимать стала деградировать настолько быстро, что менее, чем через десяток лет результаты Колмогоровской реформы узрели все, кто мог видеть. И возопили.
Но статья не об этом.
Обучение как объяснение?
Современная школу можно свести к двум компонентам:
- Заваливание информацией.
- Объяснение информации.
И вот о чем я подумал, не планируя этого в начале статьи. Оба этих компонента могут быть алгоритмизированы и оцифрованы! Что мы уже и наблюдаем.
Но ни один из них не является собственно обучением. Ни один из них не ведет к пониманию.
Странно звучит, правда?
"Как это - объяснение не ведет к пониманию? "
Статья итак "растеклась" свыше запланированного. ) Попробуйте сами понять - от обратного. Почему в учебниках определение сидит на определении и определением погоняет, а большинство старшеклассников не справляются с дробями?
"Мушиный синдром"
Завершающий взмах кисти ))
Намедни я увидел в учебнике биологии младшего сына муху ...
И прочитал, что ее рот представляет собой такую трубочку, из которой на отдыхе обыкновенно наслаждаются коктейлями, подаваемыми барменом. Сосут, так сказать, напитки. Это и легче, и приятнее.
Но так возможно употреблять исключительно легко усваиваемую пищу, доведенную до почти переваренного, пережеванного состояния.
- Вы же знаете, чем питается через свою трубочку-рот муха?
- А теперь по аналогии сообразите, что получают дети в современной школе?
Я уважаю своих читателей и стараюсь не разжевывать все до состояния кашицы ))