Найти тему
Василисины размышления

"Театр" С.Моэма: слагаемые актерского успеха

Помимо увлекательной любовной истории в романе С.Моэма «Театр» можно найти много размышлений о том, из чего складывается актерский успех. Что здесь зависит от милости природы, от самого человека, от обстоятельств? Какими данными актер должен обладать изначально, какие можно развить? Все ли зависит от него самого или важнее счастливый случай?

кадр из Фильма "Театр, театр, театр", 1978
кадр из Фильма "Театр, театр, театр", 1978

Прямых рассуждений на эту тему в романе нет. Но автор показывает нам довольно много актерских судеб, причем в развитии. В конечном итоге эти фрагменты складываются в довольно стройную картину.

Итак, какими качествами потенциальный успешный актер должен обладать? Ну, в первую очередь – острым желанием идти на сцену, сам процесс игры и появление на публике должно приносить радость. Увы, побочный эффект – и жизнь становится сценой, такие люди постоянно хоть немного, да играют. Это может быть роль «очень скромного человека», но близкие люди будут чувствовать легкий оттенок неискренности и страдать от этого.

Второе - готовностью служить театру всей жизнью. Здесь невозможно сделать удачное вложение, которое потом станет приносить проценты. Труд актера, особенно театрального – постоянный. И очень тяжелый. "после четырех часов репетиций, не говоря уж об утренних представлениях, да после того, как вы сыграете вечером в спектакле так, что я буду вами доволен... вам одного захочется - спать."
Плюс необходимо делать вложения в физическую форму, что с годами становится непростым, недешевым и обременительным занятием.
Тот, кто недостаточно трудолюбив – обречен.

Что должно быть от природы? Чувство ритма. Отличная память. Чуткость к эмоциям и способность их передать.   Пожалуй, это можно лишь довести до совершенства тренировками, но не развить с нуля.  Джимми Лэнгтон все понимал в актерской игре, а вот сам играть, увы, не мог. « Его внешние данные годились для очень немногих ролей, и слава богу, так как актер он был плохой. Он не мог умерить  присущую  ему  экспансивность,  и,  хотя  внимательно  изучал   и обдумывал свою роль, все они превращались в гротеск. Он  утрировал  каждый жест, чрезмерно подчеркивал каждое слово. Но  когда  он  вел  репетицию  с труппой - иное дело, тогда он не переносил  никакой  наигранности.  Ухо  у Джимми было идеальное, и хотя сам он и слова не мог  произнести  в  нужной тональности, сразу замечал, если фальшивил кто-то другой.»

Нужна ли актеру идеальная внешность? Да нет, вовсе не обязательна. Из всех героев-актеров однозначно красив только Майкл Госселин. И то не сказать, что это ему сильно помогает.  Девицы штабелями к ногам падают, да. Но внешность сильно сужает его амплуа – и тем самым еще больше подчеркивает слабые стороны. «Голос у  него  был  тонковат  и  в  особо  патетические  моменты   звучал   чуть пронзительно. Это скорее было похоже на истерику, чем на  бурную  страсть. Но самым большим его недостатком в качестве героя-любовника было  то,  что он не умел изображать любовь."

Куда выгоднее иметь «каучуковое лицо... Такое лицо и нужно актрисе. Лицо, которое может быть любым, даже прекрасным, лицо, на котором отражается каждая мысль, проносящаяся в уме.»

Что можно и нужно развивать упражнениями?  Управление голосом, телом – безусловно. "Жанна Тэбу... научила Джулию превосходной артикуляции,  научила ходить и держаться на сцене, научила ее не бояться собственного  голоса".

Способность передать смысловую нагрузку жестами, движением. В начале карьеры режиссер говорит  Джулии «Вам еще всему надо учиться. Ваши жесты банальны. Вы даже не догадываетесь, что каждый  жест  должен  что-то  означать.  Вы  не  умеете заставить публику смотреть на вас до того, как вы заговорите". Ровно те же недостатки Джулия отмечает у начинающий Эвис Крайтон - и безжалостно выставляет их напоказ перед публикой. Так что, если актер недостаточно работает над техникой, то его без проблем доведет до сценического провала более опытный коллега. Сама Джулия в расцвете карьеры двигается, «с безошибочным чутьем опытной актрисы приурочивая  жест  к  слову».

Для работы над персонажем крайне важна наблюдательность. Поведение окружающих – тот ресурс, из которого черпается достоверность образа.  Но и прямое копирование нежелательно. «У Джулии был большой подражательный дар, который она обычно сдерживала, считая, что это может  повредить  игре на сцене» . Нужен сплав задумки автора пьесы, наблюдений и собственных осознаний.

«Когда, она бралась за новую  роль,  на  нее  неизвестно откуда мощной волной набегали смутные воспоминания,  и  она  обнаруживала, что знает о своей новой героине множество вещей, о  которых  раньше  и  не подозревала. У Джулии часто возникал в памяти кто-нибудь из  знакомых  или даже случайный человек, которого она видела на улице или  на  приеме.  Она сочетала  эти  воспоминания  с  собственной   индивидуальностью,   и   так создавался характер, основанный  на  реальной  жизни,  но  обогащенный  ее опытом, ее владением актерской техникой и личным обаянием.»

Даже не слишком чуткий Майкл после опыта военной службы "вернулся на сцену куда  лучшим  актером,  чем раньше. Беспечные замашки, приобретенные им в армии, были на сцене  весьма эффектны."

Кстати, еще один важнейший момент: нужно четко осознавать границы своего амплуа! Как «первый любовник», писаный красавец, но с писклявым голосом и холодным темпераментом Майкл терпит провал за провалом.  Повзрослев, утратив блеск юности, «он хорошо  подходил  для  салонных  пьес.  Его высокий голос придавал особую  пикантность  фривольной  реплике,  и,  хотя серьезная страсть по-прежнему  выглядела  у  него  неубедительно,  он  мог предложить руку и сердце словно в шутку, объясниться с таким видом,  будто сам над собой смеется, и так провести задорную любовную сцену, что публика была в восторге...   Он   специализировался   на   ролях   жуиров,    богатых    повес, джентльменов-игроков,   гвардейцев   и   славных   молодых   бездельников.» Став еще старше, перешел на «то, что французы называют  "резонер".  Ну,  вы знаете, что я имею в виду - герцог, или министр, или известный королевский адвокат, которые говорят остроумные вещи и обводят всех вокруг пальца.»

Но Майкл – актер посредственный. Может быть, актер хороший способен сыграть кого угодно? Нет, Джулия тоже сознает пределы своих возможностей. Она плохо вписывается в исторические пьесы, с их белым стихом. Плохо умеет носить исторические костюмы. Ее манера игры не подходит для кинематографа.Зато там, где "много комедийных сцен и чувств хоть отбавляй" она бесподобна! «Я просто остерегаюсь делать то, чего не могу. Отсюда и моя репутация».

Талант, специальное образование, неустанная работа над собой – этого достаточно, чтобы добиться успеха? Увы, нет. Слишком многое зависит от счастливого случая. Надо оказаться в нужное время в нужном месте. Начинающему нужно встретить своего наставника и покровителя. Еще раз увы – нужны деньги, чтобы не хвататься за любую роль, а иметь возможность выбирать. А если хочется полной творческой независимости, то нужны ОГРОМНЫЕ деньги.

Кроме того, достигнув вершины на ней нужно удержаться. Постоянно нужно вкладываться в грамотный пиар, который в результате может стать тяжким грузом для твоей собственной жизни. А еще надо уметь вовремя уйти…

В общем, желающим ступить на актерскую стезю нужно крепко подумать. И не ждать, что этот путь будет усыпан цветами и деньгами.

Другие статьи по "Театру"

Как закалялся железный характер Джулии

Джулия: везет в работе – не везет в любви?

Две экранизации, часть 1. Все, кроме Джулии

Две экранизации, часть 2. Две Джулии: лед и пламень

Майкл Госселин - загадка самого скучного персонажа

Том Феннел как пособие по soft skills

Каталог других заседаний нашего клуба по темам - здесь много интересного!