Найти тему
SMART&ART

Чем не стоит делиться в соцсетях и почему можно не верить в сглаз – рассказывает психолог

Недавно другом Образовательного центра SMART&ART стал актер театра и кино Юрий Шибанов, известный по роли в сериале «Солдаты». Мы решили запустить цикл бесед с Юрием Шибановым и Юлией Шленцовой, психологом, HR-консультантом и сооснователем нашего центра. Сегодня поговорим о планах, их объективации, о том, чем не стоит делиться публично и как относиться к суевериям.

 Юрий Шибанов, актер театра и кино.
Юрий Шибанов, актер театра и кино.

Юрий Шибанов: Во многих профессиях есть свои приметы. Хоккеисты не бреются, врачи не желают друг другу удачного дежурства, а актеры, например не рассказывают о новых ролях, пока их окончательно не утвердят на роль. Расскажи, как психолог, насколько это оправдано? Стоит ли делиться своими планами, помогает ли это их объективации? Или наоборот – счастье любит тишину?

Юлия Шленцова, психолог, HR-консультант, сооснователь центра SMART&ART
Юлия Шленцова, психолог, HR-консультант, сооснователь центра SMART&ART

Юлия Шленцова: Если к планам относиться как к реализации своих целей и задач, то все будет зависеть от того насколько четко сформулирована цель, проработана и вообще поставлена ли задача? Есть ли у человека внутренняя мотивация, дающая импульс для реализации? Может это и не планы вовсе, а просто фантазия на тему.

Юрий Шибанов: А внешние объективные или субъективные факторы учитываются?

Юлия Шленцова: Конечно, на это влияет и менталитет. Например, на Западе принято публично делиться своими планами. Чтобы появился дополнительный социальный стимул. А на Востоке вообще не принято говорить про планы и тем более делиться с окружающими своими достижениями. Это тот самый субкультурный слой, который человек впитывает с детства и традиции, которым он следует.

Юрий Шибанов: Что скажешь про субъективные факторы?

Юлия Шленцова: У человека есть три круга взаимодействия: внутренний – это интимная зона, личный круг и социальное окружение.

В первом круге происходит общение человека самим с собой. Где происходит разговор с душой, там мы проводим время для себя. Второй, личный круг – друзья, близкие люди, хорошие знакомые. Третий, социальный или публичный, самореализация личности в социуме – деловые контакты, люди, с которыми мы общаемся в магазине, в театре, в транспорте или просто прохожие.

Если мы говорим про самореализацию в социуме, то своими планами делиться можно, учитывая объективные факторы, о которых говорилось выше. Если про частную интимную жизнь, то такими планами делиться не стоит.

Юрий Шибанов: Расскажи, почему не стоит? Потому что, как говорится, есть риск оказаться в центре обсуждений?

Юлия Шленцова: Каждый человек принимает для себя решение самостоятельно, однако, как только выносится частная жизнь на всеобщее обсуждение, то вы как бы продаете её социуму. Тем более, когда речь идет о развитии или здоровье. Вы не оставляете себе ничего и таким образом опустошаете свою душу.

-3

Юрий Шибанов: Получается, что в том случае, если человек, как ты выразилась, «продает» свои планы социуму, то их реализация уже может зависеть не только от этого человека?

Юлия Шленцова: Именно так. Общество считает, что раз обещал, то обязан. И не важно, что внутренняя задача могла измениться, появились другие объективные причины. А ведь оценить, реализованы планы или нет можете только вы – это глубоко интимный процесс.

Юрий Шибанов: А как насчет семьи? Семья ведь тоже своего рода социум, ячейка общества. В семье это работает так же? Или хотя бы в семье можно расслабиться?

Юлия Шленцова: Семейные отношения – это личная жизнь, то есть отношения, в которые вступают личности. Планами семейными делиться можно и нужно, но даже внутри семьи есть интимные взаимоотношения, например, как вы друг друга называете, когда наедине.

-4

Юрий Шибанов: Согласен, рассказывать о таком означает придать частной жизни публичный формат, опять отдать или продать на обсуждение социума. Собственно, это происходит сейчас повсеместно. В социальных сетях, например. Получается, что удивляться неприятной автору обратной связи в тех же соцсетях не стоит – раз продал, значит будь готов услышать оценку?

Юлия Шленцова: Конечно. Человек вправе распоряжаться информацией, которую вы ему доверили так, как считает нужным. Повлияет ли подобного рода откровенность на реализацию ваших планов? Здесь все будет зависеть от вас. Сработает и субъективный подход, и объективные факторы. А может и настроение поменяется, снизится мотивация – это уже личное решение.

Юрий Шибанов: А если речь идет не о планах, а о внутренних монологах, которые люди часто выставляют на всеобщее обозрение?

Юлия Шленцова: Конечно, можно вынести на обсуждение какие-то глубокие темы, открытия и инстайты. Но тогда надо отдавать себе отчет, что при этом решается и какая-то конкретная социальная задача. Тогда речь идет о транслировании каких-то умозаключений, которыми, поговорив сам с собой, человек решил поделиться с обществом.

-5

Юрий Шибанов: Есть люди, которые не делятся планами, потому что боятся, что их сглазят. Как относишься к таким приметам как психолог?

Юлия Шленцова: Это уже какой-то формат мистики. Если человек взрослый и зрелый, то он работает через планирование – проработку задачи и структурированное её решение. Ведь публичный рассказ о плане может быть частью плана. Опять же, речь не идет про решение задач внутреннего мира человека. Если же человек находится в детской позиции, то начинается «плюнь три раза», «постучи по дереву» и другие различные суеверия, которые помогают снять с себя ответственность за нереализованные задачи и назначить виновными всех вокруг.

Юрий Шибанов: А какое у тебя правило относительно планов?

Юлия Шленцова: У меня как в анекдоте: всегда говорите, что все идет по плану – мало ли какой странный у вас план.

-6