Эффектно - да, особенно, если в дошкольном возрасте. Эффективно? Нет.
Встретил я статью, которая называется 5 приёмов, которые помогут ребенку быстро выучить таблицу умножения. Рассказывает учитель.
Мои постоянные читатели уже знают, как я отношусь к таблице умножения. Я оставлю подробные комментарии под некоторыми приёмами.
Можно учить по 2 примера в день. Но учить качественно. Это значит, что вы спрашиваете не только умножение, но и деление.
и дальше следует пример из 5 разнообразных вопросов к ребёнку на умножение и деление.
На первый взгляд совет кажется вполне разумным. И вот он о чём. Есть проблема, что у выучивших таблицу детей напрочь отбивает память, когда им задают не "семь ю восемь", а "произведение семи и восьми" ("некачественно"). На самом же деле, этот приём всего лишь устанавливает в мозгу пару "вопрос-ответ". Типа "апчхи-будьздоров-самнесдохни". Больше пар - меньше шанс, что ребёнка в будущем подловят на хитром вопросе ("качественно"). Таким образом, ребёнку приходится зубрить в пять раз больше, но подловить всё равно можно. Понимания этот совет не добавит.
Допустим, ребенок выучил таблицу на 2 и на 3. Начали учить столбик на 4. Покажите ребенку, что 4 × 2 и 4 × 3 он уже знает.
Этот приём основан на перестановочном законе умножения. Трудно сказать, что должно быть первичнее: закон или само умножение... Даже если принять необходимость зубрить таблицу, дополнительное условие в виде перестановочного закона внесёт некоторые сомнения в мозг ребёнка. Перестановочный закон не очевиден для неокрепшего ума, но на примере готовой таблицы умножения его как раз можно было ввести. Смешивать зубрёжку ТУ и новый закон арифметики - лишняя нагрузка на ребёнка. А нам же ещё зубрить 5 формулировок вместо одной.
Кстати, первый приём, описанный в статье аналогичный - "то, что уже выучили, то можно не учить". Довольно спорное утверждение, как мне кажется, потому что вчерашний ребёнок вынужден был учить, даже если завтрашний не будет.
Напишите на листочках примеры, которые ребенок запомнил плохо и повесьте их на видном месте. Он будет постоянно натыкаться на них взглядом и запомнит.
Ну это вообще из разряда фильма ужасов. Себя-то на месте ребёнка этот учитель не может представить? Врагу не пожелаешь постоянно натыкаться на такие вещи, если честно.
Играйте в таблицу умножения. Можно сделать карточки с примерами по принципу домино.
Мне вспомнился мем, который я когда-то давно видел в интернете (к сожалению, не смог найти его к этой статье). Там было написано что-то типа "Мозг запоминает сотни особенностей персонажей из РПГ, не может запомнить формулу". И снизу приписан комментарий "если бы за формулу можно было играть". В общем-то, "обучающие" игры всегда были приличным источником обогащения девелоперов, но прочая эффективность их так себе.
6. Расскажите ребенку небольшие хитрости при запоминании таблицы.
Да, меня тоже ввел в заблуждение заголовок - "пять приёмов...", а на деле - шесть. Ну, больше - не меньше. Ладно. Короче, эти хитрости (на самом деле - закономерности) бессмысленно рассказывать. Их ребёнок должен сам найти. Почему - долго объяснять, но оно так.
Заключение
Все эти (и прочие) приёмы заучивания таблицы имеют под собой ещё один негативный эффект: для ребёнка математика становится набором заученных примеров, в ней не остаётся логики другой, чем "так надо, потому что так надо". Но ведь это же не магия.