Найти в Дзене
Строительный мир

Прорезая облака: в Японии могут построить небоскреб высотой 1,6 км

Япония давно мечтает построить самое высокое здание на планете. В разное время было подготовлено несколько проектов сооружений свыше 1 км. При этом, к подобным идеям в островном государстве относились со всей серьезностью. Достаточно вспомнить амбициозные порывы одного крупного бизнесмена, который хотел возвести без малого 4-километровый вертикальный город.

© Donskoy / CC BY-SA 3.0 (Проект 4-километровой башни архитектора Николая Никитина в Токио, 1967-1968 гг.)
© Donskoy / CC BY-SA 3.0 (Проект 4-километровой башни архитектора Николая Никитина в Токио, 1967-1968 гг.)

Для осуществления столь масштабного проекта тогда обратились к советским специалистам, возводившим Останкинскую башню, которая на тот момент являлась самой высокой конструкцией на планете. Проект стал известен как «Башня Никитина-Травуша». Разумеется, реализован он не был, даже в более поздних вариациях: планируемую высоту сначала снижали до 2000 м, а потом — до 550 м.

Сегодня самым высоким зданием Японии остается 300-метровый небоскреб Abeno Harukas, построенный в 2014 году. Всего в стране насчитывается около 250 башен от 150 метров, при этом планку в 200 метров преодолела лишь их пятая часть.

Конечно, стоит оговориться, что в Токио в 2012 году появилась конструкция, ставшая по высоте №2 в мире после дубайского Burj Khalifa (828 м). Однако телевизионная башня Tokyo Skytree (634 м) не является зданием как таковым.

© flickr.com (Tokyo Skytree в Японии)
© flickr.com (Tokyo Skytree в Японии)

Что же касается непосредственно небоскребов, то к 2027 году в Японии должен появиться новый национальный рекордсмен — Tokyo Torch (390 м), к строительству которого планируется приступить через 2-3 года. Ну, а к 2045-му может вырасти Sky Mile Tower высотой 1,6 км.

Выше всех, а может быть и нет

Небоскреб по задумке станет центральной частью нового экологического района на 500 тыс. жителей, возведенного в Токийском заливе на площади 12,5 кв. км. Концепция, разработанная американскими инженерами и архитекторами, была представлена в 2015 году.

Проект подготовлен по инициативе правительства Японии, которое обеспокоено будущим столицы: увеличением населения и подъемом уровня океана. В связи с глобальным потеплением есть вполне обоснованные опасения, что наводнение может коснуться и японского мегаполиса.

© kpf.com (Проект "Next Tokyo 2045" и небоскреб Sky Mile Tower)
© kpf.com (Проект "Next Tokyo 2045" и небоскреб Sky Mile Tower)

Поэтому проект «Next Tokyo 2045» и предполагает целую систему гидротехнических сооружений. Например, искусственные острова шестиугольной формы спроектированы таким образом, что способны отражать «атаку» водных стихий. Некоторые из этих гексагональных островов будут застроены; другие же задуманы как хранилища пресной воды или фермы по выращиванию водорослей, необходимых для органического топлива.

Похожие концепции по развитию Токио разрабатывались еще в 1960-е, правда, тогда не предполагалось возведение мегавысоких сооружений. Основное сходство — расширение города по воде с помощью искусственных островов.

Сам небоскреб по проекту имеет сквозные отверстия по всей высоте. Такой дизайн, как объясняют разработчики, выбран неслучайно. Благодаря «прорезям», пропускающим ветер, башня становится более устойчивой.

© Mashton444 / CC BY 4.0 (Проект "Next Tokyo 2045" и небоскреб Sky Mile Tower)
© Mashton444 / CC BY 4.0 (Проект "Next Tokyo 2045" и небоскреб Sky Mile Tower)

Свои выводы авторы проекта подтвердили опытным путем, проведя эксперимент в аэродинамической трубе над несколькими миниатюрными моделями разной формы. Испытания показали, что именно такая конфигурация здания позволит максимально эффективно противостоять ветровым нагрузкам.

Возводить строение инженеры предлагают из бетона и стали, причем стальные конструкции будут закреплены заливкой бетона. От сварки решили полностью отказаться, считая такой способ крепления для 1,6-километровой башни небезопасным.

Помимо вопроса сейсмостойкости и противостояния ветровым нагрузкам, немаловажной задачей является и снабжение верхних этажей питьевой водой. Для этой цели проектировщиками предусмотрена технология сбора, фильтрации и хранения дождевой воды.

© Tejyash / CC BY-SA 4.0
© Tejyash / CC BY-SA 4.0

420-этажная башня вместит 55 тыс. человек, которым внутри будут доступны все блага современного мира, что позволит жить и работать, не покидая здание длительное время. А наслаждаться свежим воздухом можно будет на одной из открытых террас, размещенных через каждые 320 метров. Для перемещения между этажами предусмотрена система вертикальных и горизонтальных лифтов с использованием технологии магнитной левитации.

Что касается транспортной инфраструктуры, то проектировщики предлагают соединить острова сетью тоннелей, предположительно с вакуумными поездами Hyperloop, с центральной станцией у подножия Sky Mile Tower. Также планируется использование водных автобусов и монорельса.

Желающих финансировать в «Next Tokyo 2045» пока нет, но авторы уверяют, что проект может быть достаточно привлекательным для инвесторов. Если концепция в будущем получит «зеленый свет» и воплотится в жизнь, Sky Mile Tower ровно в два раза обойдет нынешнего лидера высоты Burj Khalifa и опередит строящийся в Саудовской Аравии Jeddah Tower (1000 м), если последний все-таки сдадут в эксплуатацию.

© Alejandro vn / CC BY-SA 4.0 (Строительство Jeddah Tower в 2017 году)
© Alejandro vn / CC BY-SA 4.0 (Строительство Jeddah Tower в 2017 году)

Хотя подобные проекты, помимо Японии, предлагаются и в других странах. Поэтому, если рассматривать все их в сослагательном наклонении, то и японская башня в результате может быть далеко не самой высокой. К примеру, в Дубае намеревались построить небоскреб высотой 2,4 км. И кто знает, сколько еще подобных идей появится в будущем.

Читайте: 4 км от земли: проект высочайшего здания на планете