Япония давно мечтает построить самое высокое здание на планете. В разное время было подготовлено несколько проектов сооружений свыше 1 км. При этом, к подобным идеям в островном государстве относились со всей серьезностью. Достаточно вспомнить амбициозные порывы одного крупного бизнесмена, который хотел возвести без малого 4-километровый вертикальный город.
Для осуществления столь масштабного проекта тогда обратились к советским специалистам, возводившим Останкинскую башню, которая на тот момент являлась самой высокой конструкцией на планете. Проект стал известен как «Башня Никитина-Травуша». Разумеется, реализован он не был, даже в более поздних вариациях: планируемую высоту сначала снижали до 2000 м, а потом — до 550 м.
Сегодня самым высоким зданием Японии остается 300-метровый небоскреб Abeno Harukas, построенный в 2014 году. Всего в стране насчитывается около 250 башен от 150 метров, при этом планку в 200 метров преодолела лишь их пятая часть.
Конечно, стоит оговориться, что в Токио в 2012 году появилась конструкция, ставшая по высоте №2 в мире после дубайского Burj Khalifa (828 м). Однако телевизионная башня Tokyo Skytree (634 м) не является зданием как таковым.
Что же касается непосредственно небоскребов, то к 2027 году в Японии должен появиться новый национальный рекордсмен — Tokyo Torch (390 м), к строительству которого планируется приступить через 2-3 года. Ну, а к 2045-му может вырасти Sky Mile Tower высотой 1,6 км.
Выше всех, а может быть и нет
Небоскреб по задумке станет центральной частью нового экологического района на 500 тыс. жителей, возведенного в Токийском заливе на площади 12,5 кв. км. Концепция, разработанная американскими инженерами и архитекторами, была представлена в 2015 году.
Проект подготовлен по инициативе правительства Японии, которое обеспокоено будущим столицы: увеличением населения и подъемом уровня океана. В связи с глобальным потеплением есть вполне обоснованные опасения, что наводнение может коснуться и японского мегаполиса.
Поэтому проект «Next Tokyo 2045» и предполагает целую систему гидротехнических сооружений. Например, искусственные острова шестиугольной формы спроектированы таким образом, что способны отражать «атаку» водных стихий. Некоторые из этих гексагональных островов будут застроены; другие же задуманы как хранилища пресной воды или фермы по выращиванию водорослей, необходимых для органического топлива.
Похожие концепции по развитию Токио разрабатывались еще в 1960-е, правда, тогда не предполагалось возведение мегавысоких сооружений. Основное сходство — расширение города по воде с помощью искусственных островов.
Сам небоскреб по проекту имеет сквозные отверстия по всей высоте. Такой дизайн, как объясняют разработчики, выбран неслучайно. Благодаря «прорезям», пропускающим ветер, башня становится более устойчивой.
Свои выводы авторы проекта подтвердили опытным путем, проведя эксперимент в аэродинамической трубе над несколькими миниатюрными моделями разной формы. Испытания показали, что именно такая конфигурация здания позволит максимально эффективно противостоять ветровым нагрузкам.
Возводить строение инженеры предлагают из бетона и стали, причем стальные конструкции будут закреплены заливкой бетона. От сварки решили полностью отказаться, считая такой способ крепления для 1,6-километровой башни небезопасным.
Помимо вопроса сейсмостойкости и противостояния ветровым нагрузкам, немаловажной задачей является и снабжение верхних этажей питьевой водой. Для этой цели проектировщиками предусмотрена технология сбора, фильтрации и хранения дождевой воды.
420-этажная башня вместит 55 тыс. человек, которым внутри будут доступны все блага современного мира, что позволит жить и работать, не покидая здание длительное время. А наслаждаться свежим воздухом можно будет на одной из открытых террас, размещенных через каждые 320 метров. Для перемещения между этажами предусмотрена система вертикальных и горизонтальных лифтов с использованием технологии магнитной левитации.
Что касается транспортной инфраструктуры, то проектировщики предлагают соединить острова сетью тоннелей, предположительно с вакуумными поездами Hyperloop, с центральной станцией у подножия Sky Mile Tower. Также планируется использование водных автобусов и монорельса.
Желающих финансировать в «Next Tokyo 2045» пока нет, но авторы уверяют, что проект может быть достаточно привлекательным для инвесторов. Если концепция в будущем получит «зеленый свет» и воплотится в жизнь, Sky Mile Tower ровно в два раза обойдет нынешнего лидера высоты Burj Khalifa и опередит строящийся в Саудовской Аравии Jeddah Tower (1000 м), если последний все-таки сдадут в эксплуатацию.
Хотя подобные проекты, помимо Японии, предлагаются и в других странах. Поэтому, если рассматривать все их в сослагательном наклонении, то и японская башня в результате может быть далеко не самой высокой. К примеру, в Дубае намеревались построить небоскреб высотой 2,4 км. И кто знает, сколько еще подобных идей появится в будущем.
Читайте: 4 км от земли: проект высочайшего здания на планете