Продолжение. Начало
Впервые об острове Сухо в Ладожском озере я услышал лет 15 назад от одного местного жителя южного Приладожья. Он говорил, что якобы до сих пор на острове металла от осколков выпущенных по нему в войну снарядов осталось больше, чем камней, из которых Сухо сложен.
Сам остров Сухо небольшой, всего каких-то 120 на 70 метров, имеет форму неправильной подковы. Однако на нём смогли расположиться башня маяка, домик смотрителя с хозяйственными пристройками, и даже отдельно стоящая баня, которая фигурирует в воспоминаниях коменданта острова Ивана Константиновича Гусева. Причём всё это сделано из красного клеймёного кирпича, добротно, что называется – на века. Однако в каком же состоянии находится всё это хозяйство... Примыкающий к башне маяка домик смотрителя стоит практически без крыши, но даже в таком его состоянии видно, насколько был продуман этот проект. Чего только стоит выложенный прямо в стене дымоход, позволяющий максимально сохранять тепло в каменном доме, который находится, в прямом смысле, посередине воды и продувается всеми возможными ветрами.
По всему острову раскиданы старые рыбацкие сети, одноразовые мангалы, пустые бутылки и прочие отходы человеческой жизнедеятельности. В некоторых местах слой мусора доходит буквально до колен… Единственная относительно новая вещь на всём острове – металлическая дверь в башню маяка, оборудованная массивным замком. Но и она оказалась сломанной, поэтому нашему проходу внутрь башни ничего не помешало. Этим мы и не преминули воспользоваться. Внутри маячной башни находится ведущая вверх винтовая лестница, настолько ветхая, что местами кажется, что она вот-вот рухнет под собственным весом.
Но мы рискнули подняться на самый верх и были вознаграждены потрясающими видами осенней Ладоги, которая всегда разная. Кстати, даже с вершины маяка ближайший берег едва просматривается. Что касается маячного хозяйства, то его вид лично меня поверг в состояние небольшого шока. Судите сами: половина стёкол на вершине башни просто отсутствует, а остальные, мало того, что никогда не мылись, но и едва держатся в сгнивших и рассохшихся от времени рамах. Электрохозяйство маяка также не внушает доверие и носит следы возгорания, что неудивительно, учитывая всё вышеописанное. А ведь маяк острова Сухо - действующий, и от него зависит безопасное прохождение судов по Ладожскому озеру…
Одним словом, грустно было на это смотреть. Таким был маяк острова Сухо в октябре 2019 года, и что-то мне подсказывает, что он не изменился до сих пор. И глядя на всё это великолепие, как-то даже стало обидно. Ведь остров Сухо с его историей и архитектурой вполне можно было бы наконец признать выявленным объектом культурного наследия и использовать как туристический объект, к которому при надлежащей подаче не иссяк бы поток туристов, интересующихся необычными объектами и историей Второй мировой войны и обороны Ленинграда. Ведь всего то и нужно для этого – почистить территорию острова от мусора, восстановить гавань и постройки с возможностью сделать в них гостиницу для приёма небольших групп, которые можно доставлять сюда из той же Новой Ладоги на лодках «Ротан», как на проверенных судах, на которых мы сами сюда и пришли.
Эхо Войны
Невозможно рассказывать об острове Сухо, не упомянув события, произошедшие здесь 22 октября 1942 года. Как уже говорилось выше, тогда 70 бойцов Красной Армии из размещённого здесь гарнизона, обслуживающего батарею 100-миллиметровой батареи, в жестокой рукопашной схватке смогли отразить атаку противника, совокупную численность которого можно сравнить с дивизией. Эти события подробно описаны непосредственно их участниками, Н.Ю. Озаровским в его книге «Линкоры Ладоги. Забытая Дорога жизни» и комендантом острова И.К. Гусевым.
О серьёзности этого мероприятия говорит хотя бы тот факт, что в операции «Бразиль» принимали участие немцы на самоходных десантных лёгких и тяжёлых паромах типа «Зибель» и их бомбардировочно-штурмовая авиация. Финны, в задачу которых входила авиационная поддержка операции на истребителях и… итальянцы! Последних, кстати, специально прислали на Ладогу для того, чтобы они с помощью своих быстроходных торпедных катеров помогли прервать снабжение блокадного Ленинграда. Также последние исследования историков убедительно доказывают, что в атаке на остров Сухо принимали участие хиви – добровольные помощники вермахта из числа захваченных в плен или перешедших на сторону противника советских граждан. Их немцы собирались использовать в качестве штурмового отряда, который должен был высадиться на остров и «зачистить» его защитников. С нашей стороны в защите острова, помимо гарнизона, принимала участие Ладожская флотилия и авиация Волховского и Ленинградского фронтов. Эти факты позволяют считать бой за остров Сухо крупнейшим авиационным сражением за всю историю обороны Ленинграда. Главной целью операции считается не захват острова, а разрушение размещавшейся здесь 100-миллиметровой береговой батареи, которая мешала немцам и их союзникам окончательно перерезать Дорогу Жизни, проходившую по Ладожскому озеру. Если бы немцы это сделали, то восстановить батарею нашим войскам было бы невозможно из-за организованных авиационных налётов. Это значит, что Дорога Жизни осталась бы уязвимой, и ещё неизвестно, чем бы в этом случае закончилась блокада Ленинграда.
Стоя на каменном берегу острова, можно ясно представить, как, оставляя чёрный дымный след, в Ладогу падает сбитый немецкий самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (он же «Рама»). Как передавший по радио сигнал о начале атаки тральщик ТЩ-100 в одиночку идёт на вражескую флотилию из 30 судов, ведя огонь из всех орудий, и объятый пламенем, уходит под защиту дымовой завесы, поставленной оказавшимся здесь же по счастливой случайности катером МО-171. Как гулко бухают пушки батареи острова, и над ними проносятся самолёты с крестами, хакаристи и красными звёздами на фюзеляжах. Как идёт рукопашный бой на позициях двух из трёх орудий, и как в свинцовой Ладожской воде плавают одетые в военную форму серого цвета трупы нападающих… Всё это можно живо представить, посмотрев на сохранившиеся на кирпичных стенах следы разрывов снарядов и ясно до сих пор читаемые места установки находившихся на острове трёх орудий.
Глядя на этот маленький кусочек суши, сегодня можно только догадываться, что пережили здесь оставшиеся в живых защитники острова, для которых нападение стало полной неожиданностью. Думаю, что страшнее воевать было только в Заполярье, где на сплошном камне невозможно было не то что укрыться, а даже просто спрятаться от огня неприятеля, а окопы и места для установки заграждений из колючей проволоки приходилось в буквальном смысле выдалбливать в голом граните. Сегодня о тех событиях на острове напоминают только пара табличек с их кратким описанием... В основном, остров служит только для стоянки случайных рыбаков, которых много летом в Волховской губе и её окрестностях.
Обратный путь
В наши планы не входила долгая остановка на Сухо, тем более, световой день в конце октября короток, а Ладога в это время непредсказуема. Поэтому двух часов на острове оказалось более чем достаточным, чтобы детально его осмотреть и даже провести небольшую лекцию о событиях, когда-то здесь произошедших. Как ни странно, но к вечеру Ладога успокоилась, и обратный путь обещал быть более спокойным. Однако и здесь озеро смогло удивить нас своим непостоянством. Стоило только отойти от острова на пару километров, как заморосил частый осенний дождь, из-за которого видимость упала до каких-то пятисот метров. Поэтому идти до устья Волхова пришлось, в прямом смысле, по приборам в виде навигатора на телефоне. Но и тут лодки «Ротан» показали свои лучшие стороны. Гладкая вода и отсутствие волнения позволили нам развить скорость в 47 – 49 км/час, благодаря чему до берегов устья Волхова мы долетели за каких-то сорок минут. Здесь мы смогли, наконец, почувствовать себя в относительной безопасности после продолжительного нахождения посреди безжизненной водной пустыни октябрьского Ладожского озера.
За осуществление своей давней мечты в виде этой поездки я благодарю компании «Ротан» и «Каллипсо-Бэй», которые предоставили не только лодки и моторы, но и отличную команду, с которыми мне было комфортно и, что самое главное, помогли безопасно пройти расстояние, отделяющее остров Сухо от материка, и отдать дань памяти событиям, развернувшимся здесь больше 70-ти лет назад, благодаря которым мой город не пал перед врагом и остался жив в период самой страшной страницы своей истории.
Текст: Павел Прудников, фото: Владимир Зарицкий
Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ну и конечно не забывайте оставлять комментарии )