Найти тему
HRV3

Обучение и стресс

От автора вебинара “Расслабление как источник ресурса для рабочего дня” Елены Петрушиной

Бытует мнение, что в состоянии стресса⚡человек лучше обучается. События, вызывающие стресс, действительно хорошо запоминаются, но это не делает обучение лучше.

👉Дело в том, что учащийся запомнит именно состояние дискомфорта в стрессе и событие, приведшее к нему. Если в рамках обучения создается дополнительный стресс, то он должен быть исключительно в контексте обучения. Например, когда на тренинге для продавцов разыгрываются ситуации с “несговорчивыми клиентами”, это поможет запомнить свои действия в ней. Но если стресс вызван боязнью злого преподавателя, то запомнится, скорее, этот страх и образ преподавателя, а не материал урока.

Даже в контексте изучаемого материала, его положительный эффект на память имеется только, если стресс создается именно во время ситуации обучения или непосредственно перед ней. Это единственный момент, когда стресс - в контексте темы урока - помогает запоминанию.

❗Повышенный стресс во время углубления (освоение новых понятий на основе известных фактов) и консолидации знаний (переход из кратковременной памяти в долговременную) только мешает процессу. Он мешает и при извлечении информации из памяти. Поэтому пробные экзамены так полезны - они, помимо выявления пробелов в знаниях, позволяют снизить стресс на итоговом экзамене, делая обстановку знакомой и менее угрожающей.