Найти в Дзене
Занудный балет

Знаете ли вы хоть один итальянский балет?

Я думаю, многие из вас, попроси назвать знаменитые русские балеты, сразу вспомнят "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и т.д. Нет сомнений, что назовете и французские: "Жизель", "Корсар", "Тщетная предосторожность" и т.д. И даже, возможно, английские ("Манон", "Майерлинг"), или американские (н-р, "Драгоценности"). Точно также, как многие назовут бесчисленное количество итальянских опер. Но может ли кто-нибудь из вас назвать хоть один знаменитый итальянский балет?

Удивительно, но родоначальники балета, итальянцы (а именно оттуда балет попал сначала во Францию, а потом и в Россию и далее по миру), всегда располагая первоклассными композиторами, а также выдающимися танцовщиками и педагогами, практически никогда не имели по-настоящему сильных балетмейстеров и хореографов. Тем не менее, кое-какие значимые постановки в балетной истории этой страны есть.

1. Творения Прометея (1801). Данный опус был поставлен изначально в 1801 году в венском Бургтеатре. Автором либретто и хореографии был Сальваторе Вигано, а музыку написал не кто иной, как Людвиг ван Бетховен (и это единственный его полновесный балет).

Сальваторе Вигано был итальянским хореографом-новатором, чей период нахождения у руля балета театра "Ла Скала" характеризуется как невероятно успешный. Он поставил несколько грандиозных крупных балетов, ввел собственный стиль, в котором плотно сочетались танец и обильная пантомима (один такт музыки - один жест; в историю этот стиль вошел под названием "хореодрама", с помощью него можно было выразить любую, самую сложную драматическую историю). И если сейчас обычной практикой является выбор произведений Моцарта, Чайковского, Баха для неоклассики или модерна, то Вигано еще в те времена, в начале 19 века использовал работы крупных композиторов. Это были, помимо Бетховена, и Йозеф Гайдн, и Моцарт, и даже его современник Джоакино Россини.

Бетховен, увертюра к балету "Творения Прометея"

Сам балет, как нетрудно догадаться, представлял из себя ту самую историю, когда титан Прометей выкрал священный огонь, вернул его людям, пытался привить культуру грубому человечеству, а в итоге был покаран Зевсом. Вигано впоследствии переработал спектакль и перенес его в Милан в 1813 году (к музыке Бетховена добавил музыку Моцарта и Гайдна, и даже сам кое-что написал), где сцена позволяла осуществить грандиозную по масштабу и эффектам постановку. Было задействовано более 100 человек, а среди сценических эффектов были и спускавшиеся с небес боги в колесницах, и озаряющие лес языки пламени в сцене, когда Прометей спускал огонь на землю. В финале Геракл спасал Прометея, и того короновало Бессмертие. Завершалось все апофеозом с советом богов.

Вигано прожил относительно недолгую жизнь - в 1821 году, после 10 лет во главе балета "Ла Скала", он скончался от сердечного приступа в возрасте 52 лет. Успешная поступь итальянского балета была приостановлена до тех пор, пока на арену не вышли один композитор и один балетмейстер.

2. Сиэба, или Меч Водана (1878)

Данный балет по мотивам скандинавской мифологии, поставленный в 1878 году в Турине, театре "Редджио" (перенесен в миланский "Ла Скала" через год), примечателен по нескольким причинам. Во-первых, именно тогда впервые встретились для сотрудничества композитор Ромуальдо Маренко и хореограф Луиджи Манцотти, чье совместное творчество впоследствии ознаменовало самый успешный период для итальянского балета (именно в плане собственно постановок).

Ромуальдо Маренко
Ромуальдо Маренко

Во-вторых, именно в этом балете (и постоянные читатели канала, конечно же, уже сто раз об этом читали) изначально присутствовала музыка, которая так хорошо знакома любителям балета по вариации Эсмеральды с тамбурином, которая часто исполняется на разных конкурсах и концертах. Для желающих более подробно ознакомиться с историей этой вариации я оставляю ссылку.

Так откуда взялась знаменитая вариация Эсмеральды с бубном?

Сюжет балета, если кратко, таков: правителя Туле, Гарольда (Арольдо), пытаются лишить власти. Его крестный отец - сам верховный бог Водан, который через свою дочь Сиэбу дарит Арольдо чудесный меч, дабы защитить его от всяких опасностей. Однако злой колдун Суртур делает так, что Сиэба и Арольдо влюбляются друг в друга, что не устраивает Водана (из-за небожественного происхождения Арольдо), и он лишает меч магической силы, а Сиэбу превращает в простую смертную. Во время одного из боев меч не помогает Арольдо, и его, измученного, похищают пираты (которых подговорил Кафур, который и претендует на трон Туле), доставляя его на свой корабль. Однако и Сиэба на том корабле - она все делает, чтобы уберечь Арольдо от истязаний пиратов... В общем, в итоге Водан все же прощает Сиэбу, организовывает шторм на море, корабль тонет, Сиэба и Арольдо спасаются (а еще раб Кадмо, который помогал защищать Арольдо от пиратов), а затем женятся. Кадмо отныне у них камердинер. Все счастливы.

Балет был успешным и широко ставился за границей - в Лондоне, Париже, Берлине, и даже в частных театрах Петербурга.

Что касается места, в котором могла быть та знаменитая музыка, то не видя партитуры, можно лишь предположить. В седьмой картине есть сцена, где Сиэба развлекает пиратов, чтобы отвлечь их внимание от Арольдо. Этот танец, судя по описанию распределения хореографии, является одной из 2-х сольных вариацией прима-балерины в спектакле.

Также вариация есть в центральном па-де-де балета. Ее, например, танцевала Элена Корнальба, когда в конце 1880-х приехала в Россию. Скорее всего, какая-то из них.

3. Эксцельсиор (1881). А это, пожалуй, самый знаменитый итальянский балет всех времен (конечно, Манцотти и Маренко). Он примечателен хотя бы тем количеством звезд, которое из него вышло, и которые сделали затем успешную карьеру в России. "Божественная" Вирджиния Цукки, послужившая вдохновением для Матильды Кшесинской; Эмма Бессон и Элена Корнальба, впервые выполнившие 14 фуэте на сцене Мариинки; Пьерина Леньяни, первая исполнительница партии Одиллии-Одетты в обновленном "Лебедином озере", и балерина, которой приписывают первенство в исполнении 32 фуэте; Карлотта Брианца, первая Аврора из "Спящей красавицы"; Антониетта Дель-Эра, первая исполнительница Феи Драже в "Щелкунчике" - все это выходцы из "Эксцельсиора". Что это за балет такой?

-3

В данном балете Манцотти изобразил "титаническое сражение прогресса с регрессом". Главные герои - Свет, Тьма и Цивилизация. Конечно, Свет борется с Тьмой, но не смотря на все препоны, торжествует; человечество приходит к цивилизации. Каждый сюжет завершается большой танцевальной сценой, символизирующей победу прогресса и знания над невежеством.

Финал балета — апофеоз гуманизма, переданный в массовом танце наций. Балет особенно знаменит массовыми танцами, большим количеством статистов на сцене. Одновременно в постановке принимало участие более 500 артистов. Было много разнообразных сценических эффектов: живые лошади, верблюды, слоны, бегущие по рельсам паровозы, сверкающие молнии, электрические лампочки. Это был так называемый "индустриальный балет", показывающий триумф технического прогресса. Здесь можно было увидеть танцы телефона, телеграфа и светильников. Здесь можно было увидеть и первый в истории пароход, разрушенный дикарями, и строительство Суэцкого канала, и горного прохода Мон-Сени и т.д.

Эксцельсиор, галоп

Балет был успешным и ставился на многих сценах мира, от Парижа до Нью-Йорка. Ставился и в России, н-р в Мариинском театре, но потерпел провал.

Надо сказать, что спектакль получил и шквал критики в свое время. Мариус Петипа назвал его "клоунадой", Тамара Карсавина - "заразой дурного вкуса". А Михаил Фокин после просмотра даже послал дирекции "Ла Скала" письмо с упреками в дурновкусии. По словам некоторых балетоведов, спектакль вобрал в себя все худшие свойства неуверенной в себе нации и чуть не погубил итальянский балет.

В 1931 году, в пору диктаторства Муссолини, была осуществлена его новая постановка, демонстрировавшая прогресс фашизма.

На сегодняшний момент балет сошел с ведущих сцен мира, хотя время от времени интерес к нему возобновляется. Некоторые его танцевальные сцены исполняются как отдельные концертные номера и входят в репертуар профессиональных и любительских хореографических школ Италии.

4. Еще более громоздким был балет "Любовь" (Amor, 1886). Он серьезно переплюнул "Эксцельсиор" по количеству участников - там их было 640 (а также слон, 12 лошадей и 2 быка). Балет ставился по мотивам "Божественной комедии" Данте и преподносился как прославление любви. Начинался со сцены с Адамом и Евой, затем переходил к римским и греческим оргиям, и даже содержал сцены битв Фридриха Барбароссы под Понтидой и Леньяно, призванные показать, что самая сильная любовь - это любовь к Родине. По сути, Манцотти посвятил балет Милану, его родине. Для постановки использовалось 3100 костюмов, 8000 предметов реквизита, 1600 кв. метров декораций. Из-за своей тяжеловесности балет мог идти только на сцене "Ла Скала".

Луиджи Манцотти
Луиджи Манцотти

Кто-то может задаться вопросом - а откуда все эти 500, 640 человек набирались? Для постановок привлекали и статистов, и детей, и третьесортных танцовщиц, задача которых заключалась лишь в том, чтобы одновременно двигать руками. Привлекались и так называемые "траманьини" - ремесленники и неквалифиицированные рабочие, которые собирались после работы для занятий гимнастикой, борьбы на мечах и т.д. Нанимать их в количестве 100 человек и более для обогащения театрального действия было нормальной практикой для итальянских театров того времени.

5. И наконец, последней грандиозной работой Манцотти/Маренко стал балет "Спорт" (1897). В нем маркиз де Франквилль, элегантный спортсмен соблазняет актрису Флоранс Бернье и жену американского миллионера, леди Вальдек. И вот, две соперницы следуют за ним по пятам по всему миру, становясь свидетельницами и его восхождения в Альпы, и чемпионата по конькобежному спорту в Канаде, где он также принимает участие, и его участия в лошадиных скачках, и в Венецианской регате (помимо этого там есть сцены охоты, соревнований по велоспорту и т.д.). В итоге соревнование за сердце маркиза выигрывает Флоранс Бернье.

В балете мы видим хитросплетенный сюжет, где спортивные соревнования перекликаются с соревнованиями за сердце маркиза. Кроме того, балет был посвящен физическому развитию, физкультуре, в те времена стремительно набиравшим обороты (в 1896 году прошли первые олимпийские игры современности). В нем было много сцен, где кордебалет имитировал атлетические упражнения, а костюмы танцовщиков напоминали спортивные костюмы.

"Спорт", сцена скачек
"Спорт", сцена скачек

Балет стал последней частью грандиозной трилогии Манцотти/Маренко "Эксцельсиор" - "Амор" - "Спорт". Несмотря на грандиозный изначальный успех, в итоге все они канули в лету. В том числе и из-за того, что смысла в них было мало - Манцотти не был особо просвященным балетмейстером (сын зеленщика), цель поднять какие-либо извечные проблемы не ставил. Его постановки сводились к пышной зрелищности, и оттого быстро умирали. Зато бежавшие из его балетов танцовщики в итоге сыграли немаловажную роль в развитии нашего, российского балета.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.