Нужно с чего-то начать.. я вырос в Белорецке, у центрального Пятачка и водонапорной башни, так называли и называют небольшой рынок, на котором всегда можно было вкусно поесть, выпить, закусить или привезти свои продукты на продажу. В последний раз я видел этот рынок тем самым из детства не позднее весны 2003 года. Этих интересных людей с особой одеждой, разговорами и говором как из фильма Вечный Зов или Тени исчезают в полдень, я больше не видел и значения не придавал.
Вначале 2000-х линия Белорецкой УЖД ежегодно сокращалась, собственник - Белорецкий металлургический комбинат, резал многочисленные мосты через горные реки, разбирал пути и к 2004 году её не стало, а насыпи под пути, превратились в лесовозные трассы.
В 2004 году или 6 классе я попрощался с духом узкой колеи, детскими впечатлениями от поездок на таёжные покосы и черничные поляны. В осознанном возрасте я мог часами слушать каждого кто мог рассказать про интересную станцию, посёлок или деревню которая стояла на пути БЖД, ведь это что-то загадочное и волшебное, но увы утраченное.
Вторым открытием для меня были яркие следы присутствия Белорецкой узкоколейки в городе Катав-Ивановск, точнее будет сказать в Запрудовке, ранее это было отдельное село и тут было своё паровозное депо. В историю вошла комбинация из Белорецк - Запрудовка.
Запрудовка стоит обособленно от Катав-Ивановска, за прудом на реке Катав, который питает литейный завод с конца 18-го века.
Белорецкая УЖД перестала ходить до Запрудовки в 1977 году, паровозы и вагоны, были отбуксированы в Белорецк.
При создании Южноуральского заповедника и города Белорецк-16, он же Межгорье, узкоколейка была почти полностью демонтирована, а часть деревень вдоль её трассы, переселена и закрыта.
Основную же задачу, перевозку продукции Белорецкого и Тирлянского заводов, в 1970-е на себя взяла ветка Уфа - Инзер - Белорецк, это поставило под вопрос существование ветки Белорецк - Запрудовка.
Хорошая прогулка, помогает вспомнить забытые мелочи.