Найти тему

Изучаем кино #1. Что такое цветовой круг. Какой смысл несет в себе цвет в кино

Первая статья из моего экспериментального проекта по изучению кино по списку режиссера Марка Казинса (подробнее о том, что здесь происходит — тут).

В этой статье:
— теория о цвете Гёте;
— что такое цветовой круг и как им пользуются в кино;
— вспомогательные карточки по значениям цветов; цветовые сочетания;
— полезные материалы.

Первая тема звучит так:

«Неделя цвета»: изучить «К теории цвета» Гёте — о светотени, преломлении и хроматической абберации: цвета в природе; костюмы и дизайн в фильмах Жака Деми.

Так как материала очень много, про фильмы Жака Деми поговорим в следующий раз.

Итак, «Теория о цвете» — это настоящий научный труд. Со множеством экспериментов, опытов и терминологии. Цвет буквально расщепляется на мелкие составляющие и разбирается с точки зрения физиологии человеческого глаза, патологии, влияния окружающей среды. Изучается, как влияет свет и тень на восприятие цвета. Поэтому для более глубокого понимания все-таки стоит ознакомиться с книгой.

Цвет сильно влияет на наше восприятие окружения. Только представьте:

Серые тучи заволокли небо, все вокруг кажется блеклым и безжизненным. Но как только выходит солнце, окружение будто бы оживает. Нам становится проще работать, а на душе будто бы намного радостнее.

Краски в принципе примыкают непосредственно к области нравственного. Поэтому можно сказать, что цвет, взятый за элемент искусства «может быть использован для содействия высшим эстетическим целям». Чем киноделы активно пользуются.

Так же Гете проводил разного рода эксперименты, и понял, что цвет напрямую влияет на наше настроение и восприятие окружения. Например, если находиться в комнате, которая полностью состоит из одного цвета, то человек быстро настраивается на его гармонию.

Ниже я прикрепила карточки со значениями цветов по книге.

Отсюда мы видим, что цвета делятся на условно «положительные» и «отрицательные». И, в зависимости от того, какой цвет преобладает в кадре (ведь мы рассуждаем о кино, но это относится к любой сфере изобразительного искусства и не только), такое настроение вызывает у нас этот кадр. Даже отдельный яркий акцент многое может нам рассказать.

Например, акцент на ярко-красную одежду Тайлера Дердена (Брэд Питт).

Подобный образ сильно контрастирует с внешним видом главного героя. И если мы посмотрим на карточки со значениями цветов, то смело можем предположить, что этот персонаж вызывает «беспокойство», сам цвет, в зависимости от оттенков может быть как «положительным», так и «отрицательным», что еще добавляет двойственности персонажу. Ну и в целом, красный несет в себе долю агрессии и опасности, что тоже ярко отображает характер Тайлера.

Возьмем другую, совершенно противоположную картину — «Коралина в стране кошмаров». В этом мультфильме потрясающе подобрана цветовая палитра, но я хотела бы сделать акцент на окружении.

В самом начале нам показывают «Розовый дворец» в совершенно тусклых, блеклых цветах. В этом месте единственным ярким пятном является сама Коралина. Серые, светло-болотные оттенки навевают тоску. Зато мир «Другой Мамы» в самом начале окрашен в красно-желтых, теплых оттенках, что вызывает чувство уюта.

(Кадры-сравнения >>>)

Мне еще интересен зеленый цвет в сцене, где Бельдам (Другая Мама) показала свой истинный облик. Зеленый по теории Гете несет в себе покой. Зеленый, как смешение двух материнских цветов желтого и синего в равных количествах приятен для нас и выбирается для тех комнат, в которых человек постоянно находится.

И именно в этой сцене ведьма кричит, что Коралина останется здесь навечно.

Кадр из фильма «Коралина в стране кошмаров». Режиссер Генри Селик. 2009 год © Laika Entertainment
Кадр из фильма «Коралина в стране кошмаров». Режиссер Генри Селик. 2009 год © Laika Entertainment

Не знаю, насколько это притянуто было сейчас за уши, но этот факт меня все равно удивил. Хотя, конечно же, посыл этой сцены другой. Оттенок зеленого здесь ближе к кислотному и он использован в активном сочетании с черным, поэтому имеет темный и мрачный вид.

Когда начинаешь разбираться в таких вопросах, фильмы смотреть намного интереснее, потому что мозг воспринимает цвет не просто как фон, а как настоящий инструмент, раскрывающий замысел авторов.

Отсюда вытекает еще один раздел — это сочетание цветов и цветовой круг.

Чтобы картинка воспринималась гармонично и целостно, нужно придерживаться определенных правил в сочетании цветов. Именно для этой цели и служит цветовой круг.

Цветовой круг — это, собственно, круг (логично), в котором цвета расположены в определенном порядке. И, чтобы правильно сочетать цвета, нужно просто использовать существующие схемы гармонии цветов.

Ниже можно увидеть оригинальный круг Гете и схемы характерных сочетаний цветов.

Но в нашем мире уже давно существуют онлайн площадки и всевозможные приложения, которые помогают подбирать цвета (ссылки в конце статьи).

Если интересно, могу написать более подробно, как пользоваться данными ресурсами, составлять свои палитры и брать цвет из любимых фильмов, мультфильмов и клипов.

Схем сегодня существует несколько:

— монохромная (используются оттенки одного цвета);

— комплементарная / или контрастная (используются два противоположных друг другу цвета);

— триада / или треугольная (стандартная цветовая схема в виде треугольника);

— тетрада / или квадратная (два соседний цвета противоположные двум соседним цветам с противоположной стороны круга);

— аналогия (три цвета, идущие друг за другом по кругу);

— акцент аналогия (один основной цвет и три противоположных ему).

Приведу как пример кадры из дорамы «Токкеби» с цветовой палитрой, которую я сделала после просмотра.

Ради интереса, небольшое задание, напишите в комментариях, какие схемы цветов использованы?

В книге Гете пишет, что было бы неплохо создать «бесшовный» цветовой круг, чтобы цвета плавно перетекали друг в друга.

Так вот, спустя без малого 200 лет его желание сбылось.

Для более детального понимания, как работают цвета друг с другом, еще хочу поделиться карточками с характерными и нехарактерными сочетаниями цветов, и как сочетания относятся к светлому и темному.

Что ж, думаю, на этом я сегодня завершу. Это была лишь малая часть книги, но даже она раскрывает огромные горизонты понимания кино. Надеюсь, моя статья была полезна и вам тоже!

🎬 Почувствуй себя студентом киношколы. Изучи кино за 50 недель