Есть у нас в городе место, которое называют «Кладбищем Кораблей». В тихом затоне реки Агидель доживают век несколько десятков судов — это довольно старая техника преимущественно, советского производства.
Сразу стоить отметить, что красивый и звучный термин «Кладбище Кораблей» для уфимского затона верный лишь отчасти. Многие стоящие здесь суда ремонтируются, восстанавливаются и находят новых владельцев. На металлолом идут лишь то, что годами не получается продать. Если вы внимательно посмотрите на фотографии, то станет понятно, владельцы судов тянут до последнего в надежде их сохранить.
Как же образовалось данное "кладбище кораблей"?
Городской затон для человека, интересующегося старой советской техникой — едва ли не лучшее место в городе. Каждый год здесь, на расстоянии вытянутой реки появляются всё новые и новые суда.
Правда, «экспозиция» не копиться, так как часть судов режут на металлолом, а часть продают. Но откуда они берутся?
Здесь два принципиально важных момента:
Первый: постоянные финансовые проблемы у уфимского судоремонтного завода, уфимского речного порта и башкирского речного пароходства. Новости о банкротстве той или иной организации возникают регулярно и часть находящегося здесь флота — продана как раз в результате проблем у предыдущих собственников.
Второй: стремительно стареющий речной флот. Многие построенные даже в позднем СССР суда исчерпали или работают на пределе своего ресурса. С запчастями с каждым годом становится только хуже. Своих экономичных и мощных двигателей мы делаем мало и дорога, а ещё совсем недавно дешёвые контрактные двигатели из-за границы резко стали недоступными в следствии сильного ослабления курса рубля.
Для многих судовладельцев содержание становится нерентабельным.
С каждым годом количество критически старых судов будет становиться только больше, поэтому, кладбище судов в уфимском затоне в ближайшие годы будет только расти. Отдельное внимание приковано к заводу по соседству. Жилые кварталы подбираются к территории завода всё ближе и уже давно ходят слухи, что его хотят отдать под застройку…
Если это произойдёт, то «кладбище кораблей» заметно разрастётся.
Судьбе уфимского судоремонтного завода я посвящу отдельную статью, а пока предлагаю спустится с небес на землю и прогуляться вдоль стоянки списанного речного флота.
Часть судов явно живая, но очень много судовой техники в крайне плачевном состоянии. По ржавым бортам то и дело проносится местная ребятня, которая нашла в «кладбище кораблей» идеальную площадку для детских игр. В определенном смысле им даже повезло… Может и не самая безопасная, но уж точно интереснее тех пластмассовых безликих штук, что ставят в городских дворах выдавая за благоустройство территории.
В общем, стоянка списанных судов в ожидании своей участи выглядит грустно, но есть и то, что определенно радуется глаз.
Вместо итога. Если говорить данном конкретном месте, то всё не так плохо. Благодаря инициативному местному бизнесу проданные суда не сразу отправляются на металлолом, а в большинстве своём через некоторое время находятся новых владельцев. Часть судов конечно же режут на металл, так порезали три глиссера Заря, корпус 946-й проекта которой я сейчас безуспешно ищу под восстановление.
Что касается же общего развития речного судоходства в России, то перспективы туманные. Строят судов не так много, обслуживание и ремонт год от года только дороже, но не хочется о грустном.
Пусть лучше люди, тесно связанные с темой, выскажут более экспертное мнение в комментариях. Тем более, от региона к региону ситуация сильно разнится. Где-то всё даже очень хорошо, например, в Москве…
Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)