Сегодня я затрону очень деликатную тему, поскольку она для многих людей является своеобразной мечтой. И я не пойду через путь перекладывания всех расходов на бюджет города или трудоустройства сотрудником метрополитена – всё будет гораздо интереснее. При помощи несложных математических расчётов и инструментов экономики мы выведем наш традиционно убыточный #общественный транспорт в плюс.
Немного статистики
Рассматривать этот вопрос мы будем на примере Петербургского метрополитена, расходы которого составляют порядка 41,31 млрд рублей по данным за 2019 год. Сейчас разовый проезд на #метро стоит 55 рублей, но при помощи единого электронного билета "Подорожник" его можно уменьшить до 34 рублей. Существуют и другие виды проездных билетов, за счёт которых мы также можем уменьшить стоимость проезда.
Каждый день метро пользуется в среднем 2 606 079 человек по данным рекламного агентства «Коммет». А теперь представим такую ситуацию: если бы каждый из этих пассажиров пользовался бы хотя бы раз в день метрополитеном на протяжении года, то для "выхода в ноль" с каждого человека понадобилось бы брать 43 рубля 43 копейки.
А теперь вопрос: как можно было бы довести эту сумму до нуля или хотя бы уменьшить цену проезда?
Коммерческая недвижимость
Одно время метросообщество и СМИ в саркастичной форме критиковали идею предпринимателя из Петербурга Рината Бичурина построить надземное метро, которое окупалось бы за счёт сдачи в аренду коммерческих площадей при станциях и за счёт продажи билетов. Никакого технико-экономического обоснования бизнесмен так и не предоставил, поэтому его мечты так и остались мечтами.
Так вот, я решил взять идею Бичурина, немного изменив её и просчитав сразу идеальный и реалистичный сценарии применения в Петербургском метрополитене.
Откуда брать деньги
Развивая мысль Рината Бичурина, отбросим строительство новых линий и сделаем проезд бесплатным. Из доходов у нас останутся средства от сдачи помещений в аренду, а из расходов – траты на эксплуатацию подземки.
Жители Петербурга, пользующиеся метро, наверняка замечали, что почти у каждой станции построен минимум один торговый центр, а в некоторых местах количество коммерческой недвижимости поражает: вокруг той же «Пионерской» находятся два крупных торговых центра, два поменьше и строится ещё один крупный ТЦ.
Сколько можно заработать
Вообще, сдача коммерческой недвижимости в аренду – очень выгодное дело. И чтобы убедиться в этом, давайте взглянем на прибыль, получаемую компаниями-владельцами некоторых торговых центров, расположенных вблизи станций метро.
Холдинг «Адамант» построил торговые комплексы у следующих станций метро: «Академическая», «Комендантский Проспект», «Купчино», «Балтийская», «Ладожская», «Звенигородская», «Обводный Канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная», «Звёздная», «Автово», «Беговая», «Маяковская», «Площадь Александра Невского–1», «Улица Дыбенко», «Проспект Просвещения». Также у них есть ещё три объекта, находящихся достаточно далеко от станций метро, согласно информации с их официального сайта.
А теперь самое интересное: в 2016 году прибыль холдинга составила 2,4 млрд рублей.
А заглянем мы в самый популярный торговый центр города – «Галерею» у станции «Площадь Восстания». Чистая прибыль от сдачи помещений в аренду только за 2016 год составила 3,6 млрд рублей, а за 2019 – фантастические 4,9 млрд рублей!
То есть суммарно бизнесмены заработали за 2016 год 6 млрд рублей.
Теперь перейдём к самой интересной части и ответу на поставленный вопрос.
Реалистичный сценарий
Предположим, что доход со сдачи помещений в аренду и расходы метрополитена будут зафиксированы на уровне 2016 года, а торговые центры были бы проданы предпринимателями по кадастровой стоимости (это единственное допущение, которое я сделаю для упрощения расчётов. При наличии ресурсов и большой команды можно было бы сделать полноценное технико-экономическое обоснование.)
В нашем варианте только на выкуп торговых центров по их кадастровой стоимости понадобится 29,3 млрд рублей. При неизменной прибыльности в 6 млрд рублей мы "выйдем в 0" чуть меньше, чем за 59 месяцев или же почти через 5 лет. При более реальной динамике окупаемость подобных инвестиций составляет от 8 до 20 лет. И только по прошествии этого периода, мы сможем уменьшать стоимость проезда за счёт прибыли от сдачи в аренду квадратных площадей.
Расходы на нужды метрополитена в 2016 году составили 32,1 млрд рублей. Предположим, что все нужные ТЦ мы выкупили и окупили, а #пассажиропоток и расходы оказались такими же, как в 2016 году. Тогда уменьшим расходы на 6 млрд рублей и поделим на 740 миллионов человек, воспользовавшихся услугами метро за это время. Получим, что с каждого пассажира мы могли бы брать за проезд всего 35 рублей 32 копейки. Ну а для прибыльности предприятия и создания резерва будем брать с пассажира по 36 рублей.
Но мы же хотим сделать проезд бесплатным! Для этого пересчитаем нашу экономическую модель.
Идеальный сценарий
Выше мы уже посчитали, что нужно, чтобы уменьшить себестоимость поездки на метро одного пассажира хотя бы на 8 рублей. Теперь мы разберёмся, как надо улучшить нашу экономическую модель, чтобы полностью окупить стоимость всех расходов метрополитена.
Предположим, что все торговые центры уже выкуплены. Первое, что приходит на ум, если мы хотим увеличить свои доходы – построить больше подобных ТЦ! Можно было бы, конечно, задрать арендную плату за помещения, вот только, боюсь, таким образом, мы распугаем всех арендаторов. Поэтому будем строить ещё больше мест для вытягивания денег из людей.
Сколько же нам понадобится ввести дополнительных квадратных метров, чтобы покрыть все расходы метрополитена? А мы это легко выясним, поделив сумму расходов на прибыль от уже имеющихся у нас торговых центров! Получим, что имеющаяся #коммерческая площадь должна вырасти в 4,36 раза в добавок к ней. К слову, площадь всех имеющихся у нас торговых площадей составляет 1,1 млн квадратных метров, а построить дополнительно нам придётся всего лишь 4,6 млн квадратных метров, что немногим больше площади всех зданий под торговлю в Санкт-Петербурге, существующих на данный момент.
А что насчёт цены этой гигантской стройки? Если исходить из кадастровой стоимости имеющихся у нас объектов, то мы потратим всего 127,8 млрд рублей. При более детальных расчётах цена вопроса вполне может вырасти в разы. К слову, за эту сумму можно построить участок 5 линии #метро спб от «Садовой» до «Шушар» вместе с электродепо «Южное». А добавив 1,5 млрд ещё и участок 4 линии от «Спасской» до «Горного Института» без выхода «Театральной».
А ещё все эти площади нужно будет обеспечить потоком клиентов, которые будут оставлять свои деньги нашим арендаторам, чтобы мы могли получать достаточную сумму на покрытие наших расходов. И вот тогда через очередные 5 лет мы сделаем проезд в общественном транспорте бесплатным, увеличив более чем в два раза торговую площадь в Санкт-Петербурге до 10,1 млн квадратных метров. А затратим мы на это в общей сложности 157,1 млрд рублей. Думаю, сумму равную четверти годового бюджета Петербурга можно взять либо из Нацпроектов, либо забрать чуть меньше 9 месяцев финансирования Росгвардии в 2020 году.
Заключение
В дальнейшем, мои наработки, возможно, могут быть использованы для каких-то более серьёзных исследований. И тогда расчёты выше могут показаться очень даже оптимистичными, ведь даже ТЦ «Галерея» на самом деле оценивается в 70-80 млрд рублей, что уже в разы увеличивает объём необходимых инвестиций. В таком случае, не проще ли оставить всё как есть?
Мы в социальных сетях:
Под редакцией (Бес)культурного Омара.