Автор социально-педагогического фантастического романа «Второгодник» рассказал, как появилась идея фантастического романа на тему педагогики и как проходила работа.
Здравствуйте, Олег. Расскажите немного о себе, о вашей писательской карьере.
Биография у меня самая обыкновенная, настолько обыкновенная, что даже рассказывать о ней не интересно. Что касается моего писательства, то оно вынужденное. Я сел за компьютер только тогда, когда понял, что не имею возможности не написать свою книжку. Может быть это самонадеянно, но мне есть, что рассказать читателям. Свое собственное, не затасканное, и очень важное.
То есть, написание книг для вас занятие относительно новое. Чем же вы зарабатываете на жизнь?
Я могу себе позволить не зарабатывать на жизнь — передал свои дела дочерям, и теперь они меня содержат. Я же занят более важными для меня делами. Чем ближе подходишь к рубежу, тем меньше желание тратить время на пустое. Зарабатывать на жизнь — это пустое.
А какое у вас образование?
У меня два с половиной высших образования, все с отличием: Военное училище и Авиационный институт приборостроения — сейчас это какая-то академия. Но писать мне помогает другое: то, что я являюсь профессиональным читателем со стажем длинной во всю мою жизнь и что у меня есть хобби — практическая педагогика, которой я с перерывами занимаюсь больше тридцати лет.
Что же вас подвигло в таком солидном возрасте начать писать первую книгу?
В один прекрасный момент я понял, что мои дети знают обо мне очень мало. Я не про биографию, а про знания, устремления, мечты и все то, что составляет нашу сущность.
Вторая причина касается состояния нашей российской школы. Все знают, что она находится в никудышном состоянии, ее не ругает только ленивый. Этого «не знают» только чиновники и ученые от педагогики.
Побудительным мотивом написать книжку стало то, что я знаю какой должна быть школа и как этого добиться. Мне посчастливилось побывать и немного поработать в идеальной школе — она и легла в основу романа.
Легко ли вам пишется? Вообще, много работаете над произведениями?
Это единственная видимая мне возможность высказаться. Работаю минимум четыре часа в день. Без выходных.
Самым большим откровением для меня стало то, что в написании книг очень мало творчества и очень много усидчивости и нудного вычитывания текста…
Четыре часа в день — это очень серьезный подход. На каких писателей вы ориентируетесь в своей работе? Если можно, выделите нескольких любимых авторов.
Николай Гоголь, Александр Островский, Борис Пастернак, Даниил Хармс, Николай Гумилев, Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров, Варлам Шаламов, Василь Быков.
Из современных — Эдуард Лимонов, Роман Злотников, Михаил Королюк, Захар Прилепин. Список можно сократить, а можно увеличить.
Как у вас родилась идея стать писателем?
Идея высказаться в письменном виде зародилась давно, еще в 1982 году, когда я, будучи в армии, начал свои педагогические эксперименты. Это были публицистические и научные работы. Мало что удалось напечатать, поскольку в большей степени мне хотелось работать. В какой-то момент, лет пять назад, я понял, что зря теряю время и надо все написать в простой, удобочитаемой и увлекательной форме. Примерно тогда и родилась идея фантастического романа.
«Второгодник» — ваше первое произведение? О чём эта книга?
Да, первое. Моя книжка об альтернативной школе, вернее о том, какой должна быть школа и как этого добиться. Это мало кто себе представляет, даже педагоги.
Почему жанр книги вы определили, как социально-педагогический фантастический роман?
Мой роман — это своего рода продолжение «Педагогической поэмы» Антона Семеновича Макаренко, поэтому педагогический. Оздоровление нашего общества начнется с оздоровления школы и никак иначе, поэтому социальный. Ну а фантастический — для увлекательности чтения.
Название книги родилось сразу?
Название родилось из контекста книжки, в которой я проживаю вторую жизнь и исправляю то, что не сделал, не успел, не смог, смалодушничал — как и персонаж книги.
Как считаете, можно ли о писателе судить по его книгам?
Конечно, нет. Книга — это фантазия автора, даже если она автобиографична, как в моем случае. В любой своей книжке автор изображает себя таким, каким бы он хотел быть, как он сам о себе думает. Какой он на самом деле знают только его близкие.
Но ведь вы ассоциируете себя с главным героем романа?
Да, Игорь Мелешко — это я. В том же поселке, что и он, я пошел в школу, с этой же березы я упал и сломал нос…
А другие герои — тоже прототипы реальных людей? Как они отнеслись к упоминанию в книге?
Большинство героев — реальные люди, которые жили и работали именно в это время. Только действовать им пришлось немного не так, как в Реальной Истории. Думаю, что и Иванов, и Никитины, и Косыгин, и Симонов не отказались бы, чтобы история пошла по предложенному мной сценарию. К сожалению, никто из них не прочитает моей книжки.
Поделитесь самыми приятными комплиментами, которые уже получили от читателей? Были отрицательные отзывы?
Кто-то говорил, что это «сказка, конечно, но как хотелось бы в ней пожить», кто-то что «читал книгу и на работе, и в транспорте. Если бы она попалась в 11 классе, то пошел бы в пед. институт». Самая резкая отрицательная оценка: «Кащенко!!!»
Продолжите писать?
Я планирую написать трилогию, сейчас работаю над второй частью романа. Там мой герой «бушует» в США. В третьей книжке он вернется в СССР и, если так можно выразиться, войдет в одну и ту же реку второй раз.
Напоследок скажете что-нибудь своим читателям?
Желаю взять будущее собственных детей в собственные руки. Государство не имеет права вытворять с ними то, что оно делает сейчас. Нам надо растить своих детей самим.
Хотелось бы, чтобы мою книгу читали, и тогда может быть однажды найдется такой чудак, который захочет все это создать в жизни.