В конце 1960-х годов советские авиаконструкторы осознали, что имеющиеся на вооружении ударные самолёты, в частности бомбардировочные версии МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Су-7, не в полной мере отвечают требованиям современного боя.
В том числе по возможностям устанавливаемого на них прицельно-навигационного оборудования и управляемого вооружения.
Проведя анализ существующих образцов авиатехники, инженеры КБ МиГ предложили использовать в качестве современной платформы вооружений "воздух-поверхность" новейший реактивный истребитель МиГ-23.
Под руководством главного конструктора Г. А. Седова на базе двух МиГ-23Б были построены МиГ-23БМ.
За счёт снижения сверхзвуковых характеристик (удаление управляемых воздухозаборников), были усилены планер и шасси.
Было убрано специфическое "истребительное" бортовое радио-электронное оборудование, на место которого установили новые блоки прицельно-навигационного комплекса ПрНК-23 на базе цифровой ЭВМ "Орбита-20".
Также в БРЭО новой машины вошли: навигационный комплекс КН-23, визирная головка С-17ВГ и лазерный дальномер "Фон".
ПрНК обеспечивал автоматический полёт по маршруту с возвращением на аэродром вылета или три запасных аэродрома, предпосадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли — всего одиннадцать задач.
В качестве артиллерийской системы, вместо пушки ГШ-23Л было решено установить 30-мм шестиствольный автомат АО-18 корабельной артустановки АК-630, адаптированный для маленького бомбардировщика.
Новая пушка была существенно доработана и облегчена, также дорабатывался и усиливался планер самолёта.
Несмотря на впечатляющую эффективность получившей название артустановки ГШ-6-30А, на самолёт дополнительно могли подвешиваться пушечные контейнеры с пушками ГШ-23Л.
Бомбовое вооружение размещалось на семи точках наружной подвески.
Также самолёт мог нести ракету "воздух-поверхность" Х-23 и для самообороны — ракеты Р-3С (позднее — Р-13М).
Управление оружием осуществляла система СУВ-2.
Первый МиГ-23БМ поднялся в воздух 17 ноября 1972 года. Серийное производство самолётов осуществлялось на Иркутском авиазаводе.
После официального принятия на вооружение в 1975 году самолёт получил новое наименование — МиГ-27.
А уже в 1976 году был принят на вооружение МиГ-27К новый прорывной вариант ударного самолёта, оснащённый прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К.
В его состав входила цифровая электронно-вычислительная машина "Орбита-20-23 К" и лазерно-телевизионная прицельная система "Кайра-23".
В носовой части самолёта находятся элементы прицельного комплекса "Кайра", давшего буквенный индекс "К" этой модификации МИГ-27.
Это прозрачные "окна" для видеокамеры и лазерной системы подсветки цели (прямоугольное и овальное, между антеннами, в самом кончике носа).
Название комплекса было выбрано со значением: кайра отличается тем, что у этой птицы глаза во время полета могут смотреть в разные стороны и даже "в хвост" (как и оптика "Кайры" самолетной, способной "заваливать" направление визирования и лазерный луч назад по полету).
Таким образом, в конце 1970-х годов СССР получил современную платформу управляемого вооружения, которая позволяла применять высокоточные авиабомбы и ракеты с телевизионным наведением.
На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся одним из сильнейших истребителей-бомбардировщиков в мире, вполне соответствовавшим требованиям конца XX-го и начала XXI-го века.
До распада СССР было построено 197 машин.
В 1993 году командование ВВС решило сохранить на вооружении только современные машины с несколькими двигателями и в свете этого решения МиГ-27 стали постепенно передавать на базы хранения, а затем и на разделку.
1 апреля того же года на базе Лесная западные эксперты могли наблюдать разделку первых 10 белорусских МиГов.
Не отставали в уничтожении еще не устаревшей военной техники и Россия с Украиной.
На заводе в Иркутске случилась даже забастовка рабочих, которые не хотели участвовать в ликвидации машин созданных своими же руками.
Негативно отнеслись к этому и работники ОКБ Микояна, понимавшие, что далеко не все возможности МиГ-27 исчерпаны и они еще могут послужить Родине.
Но "вверху" уже решили иначе.
Первая Чеченская война неожиданно вновь возбудила интерес к покинутому всеми самолету. Для точечных ударов по боевикам очень бы пригодились "Кайры" с их мощным прицельно-навигационным оборудованием и вооружением, да и МиГ-27М/Д не остались бы без дела.
В этой обстановке ведущий конструктор машины А.А.Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности "реанимации" МиГ-27К. Но время было уже упущено.
(Цитируется по: http://airwar.ru/enc/fighter/mig27k.html )
Один из последних экземпляров МиГ-27К чудом сохранился в этом калужском райцентре.