Компетенция и ее проверка – вот новый бог сферы образовательных услуг. На прошлой неделе я выступила с сообщением на конференции о том, какие профессии будут востребованы в будущем, опираясь на данные рынка в настоящем. Получился портрет какого-то киборга: гибкий специалист, который все успевает, всеми и собой управляет, считывает эмоции за секунду и на любой цифровой платформе чувствует себя, как дома. Кто же породил этого монстра?
Давайте вспомним предыдущую эволюционную ветвь: человек с твердыми убеждениями, вечно читающий и декламирующий стихи на вечерах, играющий в шахматы и умеющий поспорить на тему научных загадок современности, верящий в силу прогресса и готовый посвятить жизнь профессии, которая спасет человечество. Его образование было основано на фундаментальных знаниях, обсуждениях услышанного, а проверку своей профессиональной жизнеспособности он проходил на работе и в сложных профессиональных ситуациях.
Сегодня профессиональные области разложились на мелкие составляющие, которые называются компетенциями. Каждая из них соответствует трудовой функции из профессионального стандарта. И каждую можно проверить, в процентах, насколько она сформирована. Выпускник вуза в такой логике выглядит как сборный конструктор Лего, собирающийся в нужный трансформер в каждой рабочей ситуации. Звучит страшно, но пока трансформер не собирается – как минимум, половина преподавателей все еще живет логикой предыдущего эволюционного звена.
Почти ежедневно мы сталкиваемся с вопросами студентов «а зачем мне это знать?» Ответ «для общего кругозора» уже давно никого не устраивает. «Правильные» ответы: чтобы дороже стоить на рынке, чтобы быть продуктивнее и эффективнее, чтобы устроиться в хорошую компанию, и т.д. Но для этого – страшно сказать – не всегда нужно высшее образование. При этом я сама достаточно прогрессивный преподаватель и цифровой оптимист, формулирую компетенции с закрытыми глазами и могу проверить их разными способами, но чего-то все время не хватает.
Что же делать, если советского образования больше нет, а новое российское все еще в стадии становления? Взять лучшее из отечественного опыта и того зарубежного, которое подходит для российского контекста и современных реалий. Что это за контекст? Растущее количество иностранных студентов, действительно новые и актуальные запросы рынков, дистанционные технологии в период пандемии, высокая стоимость образования и высокие требования к сервису со стороны студентов, ориентация государства на цифровую экономику и ставка на развитие конкретных отраслей.
Обществу нужны разные специалисты – стратеги, которые умеют осмысливать предыдущий опыт и смотреть в будущее с определенностью; гибкие профессионалы, которые умеют применять конкретные компетенции к узким задачам и добиваться поставленных показателей эффективности; узкие профессионалы, которые не выходят за рамки своей компетенции и производят качественный продукт. Очевидно, все эти звенья эволюции должны находиться в разных образовательных аудиториях.
Пишите в комментариях, чего вам не хватает в современном образовании