Найти тему

СИТУАЦИЯ "КОРОТКИЙ ПОВОДОК" (виды кризисов в фирмах)

Этот вид кризиса проистекает со стороны поставщика. Когда поставщик диктует компании все условия работы: ценовую политику, продуктовую линейку, набор и периодичность промо-акций... при этом жестко контролируя выполнение каждого из условий.

Фирма находится в сильной зависимости от поставщика, ограничена в действиях на рынке и возможностях по развитию.

Характеристика ситуации:

  • Поставщик диктует цены и условия сотрудничества;
  • Устанавливаются ограничения по работе с другими поставщиками;
  • При ослаблении рубля растет себестоимость;
  • Прибыль снижается;
  • Возможности развития бизнеса ограничены.

Рассмотрим ситуацию.

Фирма начала как дистрибьютор зарубежной сельхозтехники. Начала работать еще в 90х годах. Тогда это был уникальный и безумно дорогой продукт. Похожую технику можно было купить в Россельмаше, но зарубежная техника позволяла использовать дополнительные операции, применять продвинутые сельхоз технологии, имела повышенную производительность..

Покупали дорогие трактора и комбайны немногие. Это - ниша, незначительная по числу продаж, но с учетом стоимости, занимавшая приличный сегмент рынка.

Поставщик выдвигал жесткие условия, контролируя все аспекты бизнеса, вплоть до того, что следил, чтобы фирма не зарабатывала слишком большую прибыль. Разумеется, имелись и ограничения на работу с другими поставщиками: не разрешалось продавать подобную технику других производителей.

Когда рубль к доллару упал и себестоимость резко выросла, упали объемы продаж и денежные поступления, поставщик не пришел на помощь - "выкручивайтесь сами!".

Какие просматриваются варианты действий в подобной ситуации?
* расширять охват потенциальных клиентов

Для этого нужны новые продукты, в нашем случае - новая техника, или расширение географии. Т.к. по технике действовало ограничение, остался один путь - расширение географии.

Расшириться получилось, т.к. техника была уникальной.

Со временем на рынке начали появляться конкуренты, поставляющие зарубежную сельхозтехнику других производителей. Стало трудно объяснять клиентам, почему техника с близкими характеристиками, стоит дороже (а поставщик устанавливал самые высокие на рынке цены).

Пришлось думать над новым позиционированием.

Компания выбрала своим направлением сервис. Вложилась в развитие сервисной сети - центры технического обслуживания на большой территории. Никто из конкурентов в тот момент предоставить такой сервис не мог.

В разговоре с клиентами позиционировались так: да, у нас техника дороже, но нормально работающий сервис нигде больше не получите, не хотите месяц-другой ждать, пока его кто-нибудь починит? а у нас в тот же день приезжает сервисный мастер и все исправляет…
Во время сбора урожая каждый день простоя техники ведет к чудовищным убыткам. Поэтому качественный и разветвленный сервис был важным элементом позиционирования.


Но прошло еще несколько лет и основные конкуренты тоже создали свои сервисные сети и стало труднее объяснять, почему техника стоит дороже, чем у конкурентов, хотя и товары и сервис - сопоставимы…

Пришлось искать новые подходы к позиционированию…

Те фермеры, что покупали технику 15 лет назад, уже научились считать. И оценивать не только стоимость приобретения, но и стоимость владения техникой, с учетом всех затрат на обслуживание.
Компания решила во главу угла ставить экономику, фактически продавая инвестиционный проект. Говоря: мы вам продаем не просто железки, а продаем возможность зарабатывать деньги.. Обосновывая это на цифрах в сравнении с конкурентами. Таким образом появилось новое позиционирование…

Проблема "короткого поводка", полной зависимости от одного поставщика, продолжала сохраняться. Надо было двигаться дальше.
И компания, используя накопившийся опыт, предыдущие наработки, стала продавать другие виды техники - в строительство, в лесозаготовки, строительство дорог.

Фирма диверсифицировалась и стала менее зависима от одного поставщика. Связи с поставщиком остаются важными и компания борется, чтобы они остались крепкими и надежными, но бизнес стал более устойчивым.

Итак, как "выкручивалась" компания?

  1. Определены целевые клиенты;
  2. Определено уникальное позиционирование;
  3. Осуществляется территориальная экспансия;
  4. Развиваются новые направления бизнеса;
  5. Модернизируется система управления.

Данная ситуация - один из немногих случаев, когда рекомендуется диверсификация.

Рекомендации общего характера для ситуации "короткий поводок".

Найти платежеспособный сегмент рынка и построить уникальное позиционирование:

  • Четко определить целевых клиентов;
  • Создать уникальное позиционирование;
  • Создать эффективные инструменты маркетинга и продаж;
  • Диверсифицировать бизнес;
  • Построить управление многопрофильным бизнесом.

--------------------------------------------------------
По материалам https://iteam.ru/
----------------------------------------------------------
Было ранее - обзор кризиса
"ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ"

первоисточник
--------------------------------------------------------