Закон войны: делай, чего не ждет противник. Для достижения внезапности порой пускают в ход даже безумные решения.
«Глен»
В 6 часов вечера 17 мая 1917 года немецкие подводники увидели легкую добычу: маленькую британскую шхуну. Тратить торпеду на такое не имело смысла. На расстоянии двух с половиной миль немец выстрелил из 88-миллиметровой пушки, после чего на паруснике началась кутерьма, матросы стали спускать шлюпки… Немец ушел под воду: он намеревался всплыть поближе, чтобы расстрелять врага в упор, наверняка. Тратить лишние снаряды тоже не имело смысла.
Подводная лодка всплыла буквально в 80 ярдах от шхуны: дистанция пистолетного выстрела. На паруснике в это время уже сняли маскировочные щиты и привели в боеготовность 76-миллиметровое орудие. Судно-ловушка! Немец пытался погрузиться, но англичане успели сделать несколько выстрелов. Не попасть с такого расстояния было нельзя. Подводная лодка UB-39 пошла на дно со всем экипажем, пуская пузыри и оставляя масляные пятна. Парусное судно-ловушка «Глен» под командой лейтенанта Тернбулла одержало победу в неравном бою.
Справедливости ради отметим, что в этом эпизоде не все ясно. Есть и альтернативная версия, согласно которой лодка UB-39 погибла в этот день на мине, а «Глен» стрелял по другой лодке, но она успела погрузиться и удачно вернулась на базу.
«Гэлик»
Зато другое столкновение парусника с субмариной не вызывает вопросов! Вечером 22 апреля 1917 года к югу от Ирландии крошечная баркентина «Гэлик» (174 тонны водоизмещения!) под командой лейтенанта Ирвина вела упорный бой с немецкой лодкой. Противник не был так глуп, чтобы подойти на пистолетный выстрел, и артиллерийская дуэль прошла на расстоянии 4-5 тысяч ярдов. Немецкие снаряды вывели из строя одно из орудий баркентины, был поврежден такелаж, убита и ранена часть экипажа. Но на подводной лодке тоже были повреждения. Немцы пытались потопить врага торпедой, однако крошечному паруснику удалось от нее увернуться. После полуторачасовой перестрелки субмарина погрузилась под воду. Но потопить «Гэлик», находясь в подводном положении, она уже не могла: спускались сумерки. Бой завершился вничью.
Кажется, это были последние морские бои с участием парусников. Но мы не можем обойти молчанием историю одного знаменитого рейдера. С военными судами он не сталкивался, однако отправил на дно много торговцев.
«Морской орел»
Рождество 1916 года, в море, к югу от Исландии. Английский вспомогательный крейсер «Авенджер» остановил и досмотрел трехмачтовый винджаммер «Ирма» под норвежским флагом. Все документы у купца были в порядке. На борту, как и заявлено, лежал груз леса, моряки говорили по-норвежски… Так что англичанин пропустил торговца, пожелав счастливого пути.
Никто не догадался, что винджаммер «Ирма» – тоже крейсер, со спрятанными пушками. Немецкий вспомогательный крейсер под парусами! Настоящее название корабля было «Зееадлер» («Морской орел»), его командиром был отчаянный немецкий граф Феликс фон Люкнер. «Зееадлер» должен был уничтожать торговлю Антанты на океанских просторах. Подводные лодки для той цели не годились (дальность плавания слишком мала), а крейсера были бы быстро уничтожены и не смогли бы далеко уйти без дозаправки. Паруснику угля не надо, и – самое главное! – он не вызывает подозрений. Противнику не могло прийти в голову, что немцы снарядят парусный крейсер.
Парусник пересек с севера на юг Атлантику, потом углубился в Тихий океан. За это время «Зееадлер» перехватил 15 торговых судов (около 30 тысяч тонн). Захваченные экипажи принимали на борт. Когда на «Зееадлере» скопилось больше трехсот пленных, их просто высадили на очередной парусник, который не стали топить.
Океаническая эпопея «Зееадлера» длилась семь месяцев и завершилась у атолла Мопелиа (Маупихаа). Корабль фон Люкнера не был побежден морскими судами Антанты… «Морской орел» оказался выброшен на риф цунами, и его команда превратилась в новых Робинзонов. Однако немцы не растерялись. Большая часть моряков дождалась французской шхуны, взяла ее на абордаж и доплыла до острова Пасхи, где и была интернирована нейтралами-чилийцами. Меньшая часть команды, во главе с капитаном, добралась на спасательной шлюпке до Фиджи (это две с лишним тысячи километров) и там попала в плен.
Такова история боевых парусников в Первой мировой войне.
Все мои статьи можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Смотрите также:
«Телефонируйте нам на подводную лодку!» Военные хитрости Первой мировой
Рассказ советского беспризорника (Оливер Твист нервно курит в тамбуре)