Найти тему

Почти итальянское палаццо почти напротив Кремля.

Оглавление

На самом деле, вполне себе барочные палаты вполне себе напротив храма Христа Спасителя, но, согласитесь, звучит уже не так шикарно! Тем более фасад здания, выходящего на Берсеневскую набережную, после своей перестройки в XVIII веке действительно очень напоминает фасады дворцов венецианской знати, и вполне себе уместно смотрелся бы в La Serenissima. Не на Большом Канале, конечно, а где-то ближе к Каннареджо, скорее, но и к его крыльцу могли бы приставать гондолы! Ладно-ладно, меня что-то понесло, поэтому вернемся к тому, что есть, а не к тому, что могло бы быть.

-2

А ЧТО ЕСТЬ?

Скорее не есть, а было. До упразднения её Петром I, существовала в государственном аппарате такая должность - думный дьяк. Самым простым описанием их деятельности будет определение "связующее звено между думой и приказами", то есть между законодательной и исполнительной ветвями власти. Занимались думные дьяки огромным количеством вопросов, от дипломатии до финансов. Причем в думные дьяки могли попасть не только бояре, но и просто выслужившиеся и доказавшие свои способности "люди с улицы". Не удивительно, что они довольно быстро богатели и становились видными государственными деятелями. А богатые и видные государственные деятели должны богато и видно жить.

-3

Я уже рассказывал о палатах дьяка Украинцева (скорее - о книжном магазине, который расположен сейчас в их здании, конечно), но в сравнении с предметом нынешнего рассказа они представляют собой просто маленький сарайчик.

ДА, ФОТО НА САРАЙЧИК НЕ ТЯНУТ!

А то ж! Строитель данного дворца, все-таки, не улицы подметал, а работал, как сейчас бы сказали, по части государственного бюджета, налогов и таможни. Дьяка звали Аверкий Кириллов, и если верить некоторым свидетельствам - "великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил". С одной стороны, никаких документальных доказательств этому нет - обвинения звучали исключительно из уст стрельцов, которые, по сути, "зачищали" враждебные элиты в ходе борьбы могущественных московских кланов за управление государством (знаю, что проводить параллели между настолько разными историческими процессами с разницей в 340 лет неправильно, но не могу отказать себе в удовольствии). А с другой стороны, вот посмотришь на палаты, которые отгрохал себе Аверкий напротив Кремля после всего после 3 лет государственной деятельности, и как-то понимаешь, что могло навести стрельцов на эти мысли. Если не знать, что еще до назначения думным дьяком, Кириллов был крупным купцом и дворец себе построил на свои средства за почти 20 лет до начала работы в приказе Большой казны.

-4

Судьба его, впрочем, была незавидной - думный дьяк был застигнут бунтом на своем рабочем месте в Кремле, сброшен с крыльца, а затем изрублен на куски, после чего то, что осталось от его тела, выволокли на Красную площадь. Как уже говорилось, никаких доказательств его мздоимства не сохранилось, так что вполне возможно, что все обвинения были нужны только для того, чтобы оправдать убийство политического противника.

-5

НО ЖИЛ ОН С РАЗМАХОМ!

Еще с каким! Вы только посмотрите на эту пряничную прелесть:

-6

Одна из самых красивых (и самых незаметных из-за своего расположения) церквей в Москве, храм Николая Чудотворца на Берсеневке (на момент постройки - Троицкий), стоял за дворцом Кириллова и выполнял роль домовой церкви. Так и хочется процитировать Пелевина - "Солидный Господь для солидных господ". Пардон.

-7

К изначальному, более "русскому" барокко ближе всего крылья здания, с изящной резьбой. Фасад с парадным крыльцом, настолько поразивший меня сходством с итальянским палаццо, появился уже после перестройки дома следующим хозяином, тоже думным дьяком Курбатовым. Затем дом был передан государству.

-8

Палаты долго служили казенным ведомствам: они успели побыть камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казённой палатой, сенатской курьерской командой. Не изменилась их роль и при советской власти - уже в 1930-ые годы сюда вселились "краеведы", которые даже умудрились отстоять чудесное здание Никольского храма - его сноса требовал для воплощения своих архитектурных замыслов при строительстве "Дома на набережной" Борис Иоафан, но в результате удалось добиться компромисса. Церковь лишилась только колокольни - официально она "загораживала свет", неофициально - думаю мозолила глаза обитателям элитного жилья эпохи победившего материализма.

А СЕЙЧАС ЗДЕСЬ МОЖНО ПОБЫВАТЬ?

Да, причем безо всяких проблем. Ну, вернее, у меня проблемы были - из-за стройки вокруг Патриаршего моста сюда можно было попасть только кружным путем, через улицу Серафимовича или территорию Красного Октября. Но сами палаты можно спокойно обойти кругом и полюбоваться с любого ракурса, так же, как и на церковь. А если заранее записаться на экскурсию, то можно и внутрь попасть - некоторые части дома сохранились чуть ли в неприкосновенном состоянии, так что если мечтали прогуляться по лестницам, которые еще помнят тяжелую поступь думного дьяка - you're welcome!

-10