Вообще, мой канал о проблемах в обучении. Но термин "проблемное обучение" означает немного другое. Кстати, а как Вы понимаете этот термин?
Идея проблемного обучения вообще-то довольно проста: чтобы ребёнок чему-то научился, он должен решить проблему. Тут сразу и системно-деятельностный подход становится сам собой разумеющимся, потому что решить проблему бездействием не всегда удаётся (о продуктивном бездействии я ещё напишу когда-нибудь).
Но вот что часто понимают не совсем корректно, даже совсем не корректно - так это откуда берётся проблема, у кого она возникает, и кто должен деятельность разводить, решая её.
Проблемы
Условно я все проблемы поделил бы на две группы: объективные проблемы изучаемого материала (науки) и субъективные проблемы ученика.
Так вот, проблемы науки ребёнок не сможет решить просто в силу того, что за урок 45 минут он не сможет пройти сам весь путь развития, например, математики от Эвклида до Гаусса. Решение такой проблемы ему нужно показать (да, показать, как её решили Эвклид или Гаусс). Этих проблем мало - всего по десятку в каждой науке, и их можно называть фундаментальными.
Но если эти проблемы и их решение общеизвестны, то почему дети упорно не решают задачи? Им мешают личные проблемы.
И вот как раз субъективные проблемы очень разнообразны. От психологических и физиологических, до проблем глубинного понимания и прочей философщины. Их очень много, и у каждого ученика субъективных проблем может быть целый пучок. Личные проблемы решаемы при определённых условиях, во всяком случае те, которые относятся к пониманию.
Неоднократно мне приходилось наблюдать учителей, которые ставят проблему перед учеником и предлагают её решить. То неправильно, потому что учитель может поставить только фундаментальную проблему науки.
Идея проблемного обучения в том и заключается, что нужно работать с субъективными проблемами, которые возникают у ребёнка, а не навешиваются извне. Более или менее, учителя об этих проблемах знают. Это и неумение читать текст, незнание каких-то фактов, непонимание каких-то моментов. Безусловно, каждый ребёнок уникален, и у него свой собственный набор, почти каждый может удивить учителя: "о, ещё и так бывает!" В общем-то, ребёнок почти всегда и решает их сам, но нужно натолкнуть его на эту проблему. Для этого нужны специальные обучающие задания, выполняя которые ученик гарантированно столкнётся с какой-нибудь своей личной проблемой. И ему придётся её решить, чтобы двигаться дальше.
А объяснять, даже предугадывая мысли ребёнка, бесполезно. Проблему тогда не "прочувствовать".
Ошибки
Как заставить ребёнка "прочувствовать" проблему? Вынудить его совершить ошибку. Именно на ошибках учатся. Говорят, дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих. Но это неправда. На чужих ошибках невозможно научиться. Всегда кажется "уж я бы точно не совершил эту ошибку, у меня нет такой проблемы", что, кстати, часто бывает правдой.
Я уже писал, что в школе детям прививается отторжение ошибок на таком глубоком уровне, что многие предпочитают не делать ничего, лишь бы не совершить ошибку. Печально.
Вообще, я об ошибках хочу написать очень серьёзную статью, так что на этом пока остановлюсь.