Бурная дискуссия по поводу фильмов Авдотьи Смирновой-Чубайс и неоднократное упоминание ее же фильма "Связь" как "блестящего", "гениального" и т.п., сподвигли меня на еще одну статью о творчестве этого режиссера.
Художественные достоинства фильма "Связь" (2006 г.) несомненны. Актеры на главные роли попали в точку.
Работа в фильме "Связь" - одна из лучших в актерской карьере Михаила Пореченкова. Режиссер доверила брутальному артисту роль человека чувствительного, остро переживающего неполадки в семье и нахлынувшую любовь.
Анна Михалкова как актриса просто поражает растущим мастерством и внешним перерождением. Вот уж точно кому возраст к лицу! Из молодой крупной девушки крестьянского типа она превратилась в интересную одухотворенную женщину.
В фильме "Связь" очень тонко подмечена главная особенность близких отношений, которая старательно игнорируется советчиками из женского глянца: мужчине интересно в женщине не тело - холеное и натренированное, а женственность во всей ее полноте. Поэтому красавица жена проигрывает битву за сердце мужа вполне обычной тетке из толпы с несовершенной внешностью и фигурой.
Т.е., любовная история двух уже семейных людей передана идеально. Это не интрижка, но ... это и не любовь, а именно "связь".
Судя по комментарием под фильмом в Ютубе, многие зрители просто упиваются этой талантливо изложенной историей, вспоминают свой подобный опыт, сочувствуя героям.
Правда, некоторые комментаторы отмечают, что по-настоящему искренне жаль мужа героини (актер Дмитрий Шевченко). Еще меньше зрителей пожалели обманутую жену. А ведь именно эти двое несут тяжкий крест - жизнь с любимым человеком и ощущением собственной ненужности. Именно они думают о детях, которые сильнее всего пострадают от того, что их папа/мама "полюбил(а)".
Жаль, что авторы фильма лишь пунктиром обозначили вину увлеченных друг другом героев за несложившиеся отношения ы семье. Дело ограничилось монологом жены, которая напомнила мужу, кто ее "загнал" с работы в дом и кто, проводя весь день на работе, стал отдаляться.
С мужем героини еще сложнее. Там явный намек на прошлый роман с лучшей подругой жены - одинокой красивой женщиной. Т.е., как будто он - любящий и страдающий - виноват сам?
Итак, по факту в фильме мы имеем оправдание семейной измены. Никто как бы и не виноват. Так получилось.
И тут пора поговорить про ответственность искусства за пропагандируемые в обществе идеалы.
В России просто катастрофа с семейными ценностями. Больше половины браков распадается. В 2019 году на 917 тыс. браков пришлось 528 тыс. разводов!
- А при чем тут кино? - спросят одни.
- Кино отражает жизнь общества - скажут другие.
Так-то оно так. Отражает. Но и влияет.
В СССР кино выполняло социальный заказ. Не впрямую, конечно, но все же ориентиры давали. Где сохранение семьи было на первом месте. При том, что об изменах и романах "на стороне" фильмы снимались.
Вспомним нашумевший в свое время фильм "Битву в пути" (1961 г.). Острая производственная драма, на фоне которой два семейных человека потянулись друг к другу. Главный инженер тракторного завода умудрился влюбиться в молодую женщину - технолога этого же предприятия.
Или блокбастер "Любовь земная" (1974 г.) - там страсть настигла тертого калача - председателя колхоза (Евгений Матвеев), и его юная любовь (Ольга Остроумова) даже родила ему ребенка.
А один из самых любимых фильмов нескольких поколений кинозрителей "Дело было в Пенькове" (1957 г.)? Главный герой женился только что не по глупости. Разве надо сохранять такую семью? Советский кинематограф утверждал - надо. Семья - это высшая ценность. И во всех вышеупомянутых фильмах после всех передряг и страстей муж возвращался домой, к жене и детям.
Сейчас у нас в стране нет социального заказа для творцов на сохранение семьи.
Вот на атисоветчину социальный заказ у российской власти есть. Поэтому где надо и не надо, из фильма в фильм у нас плюют в сторону СССР. И наиболее активно - в так называемых патриотических фильмах про Великую Отечественную .
Поэтому максимум, что делают сегодня авторы фильмов о любви - просто отражают несимпатичную действительность, переполненную изменами и связями на стороне. Эти картины вызывают сочувствие зрителя, потому как рефлексировать на тему - а почему так получается - далеко не каждый способен. Вот и имеем: подобное плодит подобное. Жизнь подкидывает сюжеты про распад семьи, а кино, получается, "подливает масла в огонь".
Читать еще:
Посмотрела два фильма Авдотьи Чубайс
Тарковский - "голый король" советского кино
Как советские кинорежиссеры помогали валить СССР