Найти тему
Капитан A320

Женщина-пилот в ГА. Так ли это страшно? Мнение пилота-мужчины.

С лесенки ответил Вова:

- Мама - летчик?

Что ж такого?

(С. В. Михалков)

(из открытых источников)
(из открытых источников)

Мое первое знакомство с женщиной-пилотом состоялось почти 20 лет назад, в аэроклубе. Тетя Валя летала командиром Ан-2. А вот как она летала? Да абсолютно нормально. Не помню, чтобы были какие-то вопросы по этому поводу. Ну, вроде раз Ан-2 на винт поставила (по слухам), так там ее вины не было, а был снежный бруствер не там где надо. Единственное, парашютисты-перворазники цепенели, когда она входила в кабину. Милейшая женщина в панамке входит в кабину, самолет запускается, рулит на взлет... Видимо, только наличие парашютов примиряло их с этой ситуацией...

Дальнейшие мои знакомства с девушками (еще не совсем пилотами) происходили уже тогда, когда я начал инструкторить на мелкой технике. И, удивительная вещь, с ними было проще, чем с парнями. По крайней мере вопросов типа :"Эээ, обороты на номинале 1850, а наддув сколько?" от них не было. Если девушку попросишь изучить РЛЭ "от сих и до сих" - она его выучит. Или честно скажет - не выучила. Вообще, девушки всегда задавали больше вопросов. Кто-то скажет, что они дурочки, а парням и так все ясно. Может и так, только вот умные парни с ответами на эти же вопросы часто попадали впросак. Что же касается непосредственно пилотирования - в среднем все то же самое что и у парней. Сказать, что парни однозначно лучше - точно нельзя. Да, девушек было меньше. Намного меньше. Но они были не хуже.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Ну и наконец - большая авиация. Они проникли и сюда. Точнее не проникли, а пробились. Отношение к женщинам пилотам, мягко говоря, предвзятое. Да, в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону, но... Пока еще окончательно не изменилась. А почему, спросите вы? Не знаю... Может быть предрассудки, а может быть... Все-таки есть ведь различия между мужчинами и женщинами, верно? Так, вкратце:

1. Женщины физически слабее мужчин. Это правда. Вот только... век Ил-62 давно ушел. А на самолете типа А320 физических усилий прикладывать не приходится. На В737 там да - при отказе гидравлики, в режиме manual reversion усилия на органах управления очень велики. Вот только именно женщина-КВС и посадила 737 в таком режиме.

2. Женщины менее склонны к творчеству. И это тоже правда. Гениальных художников, писателей, композиторов да даже поваров среди них на порядок меньше. Вот только и нам - нам не творить нужно, а безопасно летать. Зато, при меньшей склонности к творчеству женщины более склонны к дотошному выполнению инструкций. А это именно то, что и требуется. Они реже страдают фигней типа: "ну вот на граммулечку ветер не проходит, ерунда, сядем...". У них все четко - либо да, либо нет.

3. Женщины ответственнее и усидчивее. Там где мужик махнет рукой - и так сойдет - женщина досидит до конца. Им легче даются скучные занятия. Вот не знаю почему, но это так. А это важно, в летной работе помимо романтики много и...

4. Эмоциональность. Да, это есть. Вот только... Среди женщин пилотов она почему-то так не проявляется. Что странно. Ну вот не ревут они при отказе ADR3. Даже на тренажере, где это не страшно. Удивительно.

А каков итог? А все просто - кидайте в меня пряниками, но мое личное и глубокое убеждение таково: женщина это идеальный ВТОРОЙ ПИЛОТ. Усидчивая, спокойная, дотошная, упрямая и ответственная. А КВС? А тут не всякая. Но не забывайте, хороший КВС не может получиться из плохого второго пилота. Из идеального - может. Просто некоторым девушкам, возможно, чуть не хватает инициативы и смелости. Все-таки командир должен обладать этими качествами в большей степени чем второй пилот. К тем женщинам-КВС, что я знаю - вопросов нет. Умницы и красавицы. Справляются. Чего уж им это стоит - я не знаю. И знать боюсь. Но нынешние женщины-КВС пробивались при несколько ином к себе отношении. Понятно, что пробились лучшие. Так что - летайте, Леди! Все получится.

P. S. И не забывайте - FAI назвала лучшим пилотом столетия именно женщину. Светлана Капанина - многократный чемпион мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

Оговорюсь - в данной статье речь о неких "абстрактных и средних" женщинах и мужчинах. Понятно, что есть и женщины "со стальными я..." и мужчины, готовые заплакать от любой обиды. Но это исключения.